Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 4058-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции часть четвертую статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), содержащую перечень категорий осужденных, которые направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы, а также внести изменения в ряд других статей УИК РФ, предусматривающие возможность перемещения осужденных к лишению свободы беременных женщин только при наличии заключения врача о возможности перемещения, а при необходимости - в сопровождении медицинского работника; предоставление при соблюдении ряда условий длительных свиданий с ребенком некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях в исправительных колониях общего режима, а по решению начальника исправительной колонии общего режима - отдельным категориям осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях; предоставление осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида и являющимся единственным родителем, права на 4 краткосрочных выезда в год для свидания с ребенком.
Замечаний концептуального характера по проекту не имеется. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Учитывая, что изложение части четвертой статьи 73 УИК РФ в новой редакции обусловлено лишь необходимостью включения в перечень преступлений, содержащийся в указанной норме, преступления, предусмотренного статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), полагаем целесообразным внести предлагаемое проектом изменение путем дополнения этого перечня указанным преступлением, а не путем изложения нормы УИК РФ в новой редакции.
Нуждается в корректировке редакция новой части второй.1, которой проект предлагает дополнить статью 89 УИК РФ. Анализ положений указанной нормы свидетельствует о том, что проектом предполагается предоставить длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с правом выхода за пределы исправительного учреждения некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима в облегченных и обычных условиях. При этом для предоставления таких свиданий осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях (пункт "а" части второй.1), достаточно соблюдения ряда перечисленных в данной норме условий, а для предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в обычных условиях (пункт "б" части второй.1), необходимо также решение начальника исправительного учреждения. Поскольку в пункте "б" части второй.1 статьи 89 УИК в проектной редакции, посвященном осужденным, отбывающим наказание в обычных условиях, содержатся положения, касающиеся перечня преступлений, осуждение за которые не позволяет предоставлять лицам, отбывающим наказание в облегченных условиях, такие длительные свидания, в целях устранения несогласованности правовых норм полагаем целесообразным перенести указанные положения в пункт "а", посвященный осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях. Кроме того, для целей этой статьи, на наш взгляд, достаточно ограничиться перечнем преступлений (с указанием номера соответствующей статьи УК РФ) без их дополнительной словесной характеристики. Также обращаем внимание, что ряд преступлений из указанного перечня относится к категории небольшой тяжести, поскольку предусмотренное за их совершение максимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы: часть первая статьи 228, часть вторая статьи 228.2, часть первая статьи 234 УК РФ - до 3 лет лишения свободы; часть вторая статьи 228.3, часть первая статьи 231, статья 233, часть четвертая статьи 234 УК РФ - до 2 лет лишения свободы; а санкции преступлений, включенных в проектный перечень и предусмотренных частью первой статьи 228.2, части первой статьи 228.3, части первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, вообще не содержат такого вида наказания за их совершение как лишение свободы. Наряду с указанными преступлениями небольшой тяжести в данный перечень включен ряд преступлений, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, причем санкции преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 205, частью четвертой статьи 205.1, статьей 205.3, частью первой статьи 205.4, частью первой статьи 205.5, частью четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 277, частями первой и третьей статьи 361 УК РФ, содержат такой вид наказания как пожизненное лишение свободы.
В этой связи полагаем, что введение одинаковых по объему ограничений в отношении лиц, осужденных за столь различные по степени общественной опасности преступления, не соответствует принципу справедливости, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (статья 6 УК РФ), а также таким принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации как дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения (статья 8 УИК РФ).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.