Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 29 ноября 2016 г. N 13
на проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях)
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел в качестве комитета-соисполнителя внесенный Правительством Российской Федерации законопроект в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации, с которыми государственные корпорации и государственные компании могут заключать договоры банковского счета и в которых могут открывать иные счета.
Далее, предлагается, что федеральные государственные предприятия и федеральные казенные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных организаций только в случае, если кредитная организация соответствует требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Данные ограничения не распространяются на совершение указанных операций с иностранными банками, действующими в соответствии с правом страны своего места нахождения.
В целях побуждения государственных корпораций, государственной компании, федеральных государственных предприятий и федеральных казенных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации к исполнению проектируемых норм, законопроектом предлагается установить административную ответственность указанных организаций и (или) их должностных лиц в виде наложения административного штрафа при нарушении установленных требований к кредитным организациям при размещении средств на банковских депозитах, заключении договора банковского счета и иных счетов, а равно за несоблюдение сроков, в течение которых государственные корпорации, государственные компании и федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные казенные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, обязаны расторгнуть договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита), договоры об открытии покрытых (депонированных) аккредитивов с кредитными организациями, не соответствующими установленным для этого требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
Также предлагается установить ответственность для кредитных организаций, не соответствующих установленным требованиям и осуществляющих операции со средствами, размещающимися Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями и государственными компаниями, а также федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом новеллы, по мнению Правительства Российской Федерации, будут способствовать повышению степени защиты интересов государства при размещении указанными юридическими лицами государственных средств в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели законопроектом вносится изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации - Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", федеральные законы, определяющие правовое положение и порядок деятельности государственных корпораций и государственной компании, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других федеральных законов.
Комитет в целом поддерживает основные положения законопроекта. Учитывая, что имущество федеральных унитарных предприятий находится в собственности Российской Федерации и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, представляется оправданным и в данном случае целесообразным установление дополнительного регулирования ограничительного характера при совершении указанными предприятиями определенного вида сделок с федеральным имуществом. Такого рода ограничения являются допустимыми также в отношении государственных корпораций и государственной компании, поскольку указанные организации являются унитарными, учреждаются Российской Федерацией и действуют на основании федеральных законов о каждой такой государственной корпорации и государственной компании, и их имущество при учреждении формируется в основном за счет имущественного взноса Российской Федерации.
Вместе с тем, по законопроекту имеются отдельные замечания.
Так статьей 3 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", дается определение понятия федерального унитарного предприятия, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации. Однако при раскрытии этого понятия некорректно используется понятие "федеральное государственное унитарное предприятие", которое не соответствует принятой в данном законе терминологии и приводит к смешению используемых в законе понятий. При этом статья 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает, что в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Представляется целесообразным привести используемую в законопроекте терминологию в соответствие действующими законами и исключить по тексту законопроекта слово "унитарное" из словосочетания "федеральное государственное унитарное предприятие".
Следует также отметить, что 2 октября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля .2016 года N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с положениями которого публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Публично-правовая компания создается на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации. Положения закона, определяющие цели создания и деятельности публично-правовой компании, ее правовое положение, порядок формирования и распоряжения имуществом публично-правовой компании аналогичны положениям, установленным федеральными законами для государственных корпораций. В связи с этим представляется целесообразным распространить на публично-правовые компании положения законопроекта в части установления специального порядка размещения государственных средств в кредитных организациях.
Комитет полагает, что при доработке законопроекта ко второму чтению следует рассмотреть возможность расширения сферы его действия на предмет предоставления Правительству Российской Федерации возможности установления помимо обязательных требований к кредитным организациям, с которыми государственные корпоративные организации заключают договоры банковского счета или открываются иные счета, в виде минимальной величины их уставного капитала, но и дополнительных требований, например, таких как уровень кредитного рейтинга указанных организаций, присваиваемого ей российским рейтинговым агентством, обязательность размещения денежных средств исключительно в подконтрольных государству кредитных организациях или в организациях с государственным участием и т.д.
Также требует дополнительного обсуждения вопрос повышения ответственности (прежде всего финансовой) рейтингового агентства за выставление той или иной кредитной организации конкретного коэффициента финансовой устойчивости, отражающегося на присваиваемом ей кредитном рейтинге.
По мнению Комитета, отмеченные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.