Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 29777-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства))",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства). Предлагаемое изменение требует дополнительного обсуждения в виду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) арбитраж (третейское разбирательство) представляет собой процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения). Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 382-ФЗ третейским судом признается единоличный арбитр или коллегия арбитров. Третейский суд может быть образован сторонами для разрешения конкретного спора, так и администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением. В данном случае расходы, связанные с разрешением споров в арбитраже согласно части 2 статьи 22 Федерального закона N 382-ФЗ могут оплачиваться сторонами непосредственно, а могут быть оплачены через постоянно действующее арбитражное учреждение. В случае их непосредственной оплаты они не облагаются НДС, поскольку услугу по разрешению споров оказывают физические лица (арбитры), которые и так не являются налогоплательщиками НДС в силу статьи 143 НК РФ.
В этой связи и учитывая, что оплата расходов по разрешению споров может идти через постоянно действующее арбитражное учреждение, полагаем возможным рассмотреть вопрос об освобождении от налогообложения от НДС не арбитража и функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства), а услуг, оказываемых постоянно действующим арбитражным учреждением, по администрированию арбитража, которые включают в себя организацию сбора и распределение арбитражных сборов. Также обращаем внимание, что предлагаемые изменения не учитывают терминологию статьи 149 НК РФ в части наименования операций, освобождаемых от налога.
По законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера. Наименование законопроекта следует изложить в следующей редакции.
О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)
В статье 1 источники официального опубликования необходимо после слов "; 2005, N 30, ст. 3130; 2006," дополнить словами "N 10, ст. 1065;", после слов "2008, N 30, ст. 3616; N 48, ст. " дополнить цифрами "5504,".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.