Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 29777-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства))",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, а также выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ) и Законом Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1).
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предлагаемое законопроектом регулирование отражает сложившийся в судебной практике подход, в силу которого НДС не начисляется на сумму арбитражного сбора, а также будет способствовать устранению правовой неопределенности в отношении необходимости обложения НДС арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства).
В настоящее время, исходя из совокупности положений статьи 38 (в которой дается определение услуги для целей налогообложения) и главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в целях налогообложения деятельность третейского суда признается оказанием услуги, подлежащей налогообложению НДС.
Между тем, некоторые суды при принятии решения по вопросу налогообложения НДС арбитражного сбора исходят из того, что указанный сбор не является выручкой от реализации услуг и не подлежит обложению НДС, так как рассмотрение спора в третейском суде нельзя отнести к коммерческой деятельности, в том числе и к возмездному оказанию услуг; деятельность, осуществляемая третейским судом, по существу является судебной, а плата, взимаемая при подаче иска, - компенсацией расходов, связанных с осуществлением правосудия третейским судом.
Поддерживая рассматриваемую законодательную инициативу, тем не менее, Комитетом отмечается, что согласно основным началам законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В связи с этим при подготовке законопроекта ко второму чтению в целях исключения правовой неопределенности в части вопроса определения освобождаемых от налогообложения операций необходимо будет привести используемую в ней терминологию в соответствие с терминологией главы 21 Налогового кодекса.
Так, в частности, отмечается, что в соответствии с положениями указанной главы Налогового кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Между тем, законопроектом предлагается освободить от налогообложения НДС не конкретные виды услуг, а "арбитраж" (под которым в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ и со статьей 2 Закона от 07.07.1993 N 5338-1 понимается процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения) и "выполнение функций по администрированию арбитража" (под которым в соответствии с указанным Федеральным законом понимается выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора).
Из смысла положений указанных федеральных законов следует, что стороны разбирательства оплачивают расходы, связанные с арбитражным разбирательством (в частности, на оплату гонораров арбитров, расходы по организации и проведению арбитражного разбирательства), а также дополнительные расходы, которые возникают в связи с разбирательством конкретного дела. Однако, определенности в части того, оплата какой части расходов подлежит отнесению к арбитражу, администрируемому постоянно действующим арбитражным учреждением, а какая к выполнению постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства) ими не дается. Законопроект также не вносит определенности в данный вопрос.
Как следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ, постоянно действующее арбитражное учреждение - это подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.
Принимая во внимание, что налогоплательщиками НДС (а, соответственно, и лицами, имеющими право на освобождение от налогообложения НДС) могут быть только организации или индивидуальные предприниматели, представляется некорректным указание в качестве лица, оказывающего освобождаемые от налогообложения услуги, подразделения некоммерческой организации. В связи с этим, при доработке законопроекта ко второму чтению предлагается уточнить лицо, оказывающее освобождаемые от налогообложения услуги.
Учитывая, что принятие законопроекта будет способствовать развитию и повышению привлекательности института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации, концепция законопроекта поддерживается.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 29777-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.