Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального конституционного закона N 36765-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального конституционного закона в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предлагаются изменения, согласно которым решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт или отдельные его части могут быть признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании. В связи с этим не допускается применение либо реализация указанного нормативного акта или его части в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации истолкованием. Законопроектом также совершенствуется регулирование вопроса об обязанностях государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Согласно статье 100 указанного Федерального конституционного закона в итоговом решении Конституционный Суд Российской Федерации вправе признать оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу. Законопроектом указанная норма исключается. В связи с данным предложением остается неясным означает ли это, что в данном случае Конституционный Суд Российской Федерации обязан будет в обычном порядке проверить конституционность оспариваемого нормативного правового акта, если аналогичный по содержанию нормативный правовой акт ранее был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что согласно законопроекту к законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если им не будут приняты меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации о признании конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством. Положение аналогичного характера содержится в законопроекте и в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Однако Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации только в случае, если ими не принимаются меры по исполнению решения суда о признании изданных ими нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации. В связи с этим полагаем необходимым внести соответствующие изменения в указанный Федеральный закон.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.