В связи с возникающими вопросами у налогоплательщиков и налоговых органов Федеральная налоговая служба на запрос УФНС России по Новосибирской области письмом от 18.02.2005 г. N 02-1-08/31@ разъяснила следующее.
Вопрос. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам.
Пунктом 4 статьи 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. N 344:
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (сбросов);
в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов).
Кроме этого, указанным постановлением утверждены нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов.
Учитываются ли при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы организации в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов)?
Ответ. Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли определяются с учетом положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом расходы должны соответствовать нормам пункта 1 статьи 252 Кодекса, согласно которому в целях указанной главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
При этом пунктом 4 статьи 270 Кодекса предусмотрено, что расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
При этом статьей 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе утверждение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
В статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" приведены понятия "предельно допустимый норматив вредного физического воздействия", "предельно допустимый выброс", "временно согласованный выброс".
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других технологических нормативов.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка, разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемыми территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, предприятиям устанавливаются предельно допустимые и временно согласованные выбросы.
Учитывая вышеизложенное, платежи в пределах установленных лимитов, но превышающие предельно допустимые выбросы, являются платой за сверхнормативные выбросы и не учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
С Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (Директор Департамента Моторин М.А.) согласовано.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга |
М.Н.Шалюхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду относятся к материальным расходам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Расходы в виде платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Налогового Кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Платежи в пределах установленных лимитов, но превышающие предельно допустимые выбросы, являются платой за сверхнормативные выбросы и, соответственно, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Письмо Управления ФНС по Новосибирской области от 1 марта 2005 г. N 09-08.1/02837 "Об учете в целях налогообложения прибыли платежей за загрязнение окружающей среды"
Текст письма опубликован в журнале "Спутник Главбуха", март, 2005 (приложение к журналу "Главбух" для Новосибирска и Новосибирской области)