Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2016 г. N 361
"Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов"
В соответствии со статьей 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 1, ст. 75), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила ликвидации очагов вредных организмов.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 09 июня 2015 г. N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2015 г., регистрационный N 40084).
Министр |
С.Е. Донской |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44578
Правила
ликвидации очагов вредных организмов
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2016 г. N 361)
I. Общие положения
1. Правила ликвидации очагов вредных организмов (далее - Правила) устанавливают порядок назначения, организации и осуществления мероприятий по защите леса от вредных организмов, а также методы оценки эффективности их проведения.
2. Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3377, ст. 3386, N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4350, ст. 4359; 2016, N 1, ст. 75, N 18, ст. 2495, N 26, ст. 3887, N 27, ст. 4198, ст. 4294) (далее - Лесной кодекс) органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы).
3. Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры*(1):
проведение обследований очагов вредных организмов;
уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества);
рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, заражённых вредными организмами.
4. Территории насаждений с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887).
5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется с учетом особенностей правового режима особой охраны территорий.
6. Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, вносится в государственный лесной реестр в порядке, установленном приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30979).
7. До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:
- организация авиационных работ;
- организация и контроль завоза пестицидов (химических или биологических препаратов, используемых для борьбы с вредными организмами, повреждающими лесные растения);
- проведение контрольного обследования очагов вредных организмов в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 14 настоящих Правил;
- проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.
II. Проведение обследований очагов вредных организмов
8. Для назначения рубок лесных насаждений, зараженных вредными организмами, проводится обследование. Результаты обследования оформляются актом обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, площадь запланированного мероприятия, информация о фактической таксационной характеристике, причинах ее несоответствия таксационному описанию, причины повреждения насаждений, с указанием вида вредителя, его встречаемости, степени заселения, расчета процента выборки деревьев, полноты после уборки деревьев, заключения о виде и площади мероприятия с дополнительным заполнением ведомости перечета деревьев, подлежащих вырубке с приложением абриса лесного участка.
9. Акт обследования утверждается органом государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами обследований, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса.
11. Для подтверждения необходимости проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится контрольное обследование. Контрольные обследования в соответствии с биологическими особенностями вредителя проводятся не позже, чем за месяц до начала работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
12. Контрольные обследования проводятся комиссией, сформированной уполномоченным органом.
13. Целью контрольных обследований является определение количественных и качественных характеристик показателей популяции (выживаемость, абсолютная численность, заражённость энтомопатогенными (вызывающими гибель вредных насекомых) и фитопатогенными (вызывающими заболевание деревьев) микроорганизмами, энтомофагами (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса), доля диапаузирующих особей (часть особей популяции насекомых, находящаяся в периоде временного физиологического покоя, развития и размножения), сроки развития вредителей. Обследования проводятся на лесных участках, различающихся по уровню численности и особенностям распространения вредных организмов. По данным обследований уточняются сроки и объемы проведения обработок лесных насаждений.
14. Результаты обследования оформляются актом контрольного обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, фазы развития очагов, период обработки насаждения, плотность популяции на единицу учета, дополнительно заполняется ведомость учета численности вредных организмов, в которой указываются: участковое лесничество, номер обрабатываемого участка, квартал, выдел, повреждаемая порода, вид вредного организма, номера пунктов и точек учета, фазы развития вредителя, прогнозируемое повреждение насаждения.
15. На основании данных контрольных обследований комиссиями, сформированными уполномоченным органом, могут быть изменены (сокращены или продлены) сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов, но не более чем на десять дней.
III. Уничтожение или подавление численности вредных организмов
16. Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных в пользование, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).
17. Обоснования составляются уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой, в том числе, на основании данных государственного лесопатологического мониторинга.
18. В соответствии с подготовленными Обоснованиями, а также по итогам проведения контрольных обследований, уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий, и включают выбранные лесные участки в план мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
19. В плане мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях указывается следующая информация: лесничество (лесопарк), участковое лесничество; площадь планируемых мероприятий в гектарах; вид вредного организма, против которого будут осуществляться мероприятия по ликвидации (в комплексных очагах - преобладающий вредитель); способ обработки лесных насаждений; используемый препарат и доза его внесения; количество летательных или наземных аппаратов, необходимых для проведения работ; сроки обработки (декада, месяц); плановая стоимость обработки; источник финансирования (субвенции из федерального бюджета, бюджет субъекта, другие источники); наименование лиц, использующих леса, по лесным участкам, переданным в пользование.
20. При проведении обследований для оценки результата эффективности проведённых мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов определяются техническая эффективность и лесозащитный эффект (результат применения пестицида (биологических и химических препаратов), выраженный показателями снижения степени повреждения лесных насаждений или снижения интенсивности питания гусениц (личинок).
21. Техническая эффективность определяется на основе данных учёта гибели вредителей по результатам проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов. Лесозащитный эффект определяется на основе данных о сохранности листвы (хвои) на деревьях после проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
22. Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов могут осуществляться наземным и авиационным способами.
23. При проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов авиационном способом основным методом внесения пестицидов является опрыскивание; наземным способом - опрыскивание или аэрозольная обработка лесных участков.
24. В целях уничтожения или подавления численности вредных организмов могут использоваться следующие средства: пестициды; биологические фунгициды (биологически активные вещества органического происхождения, подавляющие жизнеспособность или вызывающие гибель микроорганизмов), энтомофаги (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса); вирусы; и иные (например, аэрозоли или вещества, образующие на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые плёнки), а так же следующие виды работ: развешивание феромонных ловушек; сбор и уничтожение яйцекладок, гнезд вредителей; обработка нетоксичными средствами; нанесение ловчих клеевых поясов.
25. Препараты для обработки насаждений уполномоченные органы выбирают из числа разрешённых к применению на территории Российской Федерации (в соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации*(2)).
26. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны), в зеленых зонах, в городских лесах, на особо защитных участках лесов (заповедные лесные участки) использование токсичных химических препаратов (химических препаратов, обладающих токсическим воздействием) запрещается в соответствии со статьями 103-105, 107 Лесного кодекса*(3).
27. В лесах, расположенных на Байкальской природной территории при проведении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов запрещается использование пестицидов в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2220; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4563, ст. 4590; 2011, N 48, ст. 6732; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387).
28. При осуществлении работ по ликвидации очагов вредных организмов ежедневно в ведомости проведения мероприятий по подавлению численности вредных организмов отмечается площадь обработанных лесных участков, расход препаратов, количество полётов (поездок) на лесные участки, время обработки и погодные условия.
29. В период обработок еженедельно заполняется ведомость учета проведения мероприятий по уничтожению и подавлению численности вредных организмов, в которой указываются лесничество, участковое лесничество, дата проведения учета, субъект, способ обработки, препарат, вид вредного организма, площадь обработки.
30. Техническая эффективность при применении химических препаратов для проведения мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов должна быть не менее 90%, при применении биологических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) не менее 75%. Площадь участков, на которых техническая эффективность обработок меньше установленной техническим заданием, не должна быть более 20% от общей площади обработок.
31. По результатам обследований для оценки технической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, количество пунктов учета, способы обработки, техническая эффективность, степень повреждения насаждения на обработанных лесных участках, дополнительно заполняется ведомость учетов эффективности мер по уничтожению (подавлению) численности вредных организмов, в которой указываются номера обрабатываемых участков, кварталов, выделов, вид вредного организма, его численность до и после обработки, единица учета, эффективность обработок.
IV. Рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, заражённых вредными организмами
32. Рубки лесных насаждений, зараженных вредными организмами, проводятся на основании утвержденного в установленном порядке акта обследования, согласно пунктам 8-9 настоящего Приказа.
33. Рубка лесных насаждений, зараженных вредными организмами, включает в себя следующие мероприятия:
- рубку и выкладку ловчих деревьев с их последующей уборкой;
- рубку лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов.
34. Выкладка ловчих деревьев направлена на частичный отлов и уничтожение стволовых вредителей. После заселения ловчих деревьев они должны быть вовремя окорены или обработаны инсектицидами и вывезены из леса в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах*(4).
35. Число ловчих деревьев определяется для каждого лесного участка отдельно и зависит от соотношения относительной численности текущего поколения вредных организмов к предыдущему.
36. Для усиления привлечения вредных организмов на ловчие деревья могут применяться феромоны (или аттрактанты) стволовых вредителей (синтетические аналоги природного аттрактивного феромона, вызывающие направленное движение особей вредителя к источнику запаха).
37. Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, планируется в случае развития активного процесса заражения деревьев от первой до третьей категорий состояния, определенных в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах*(5), стволовыми вредителями или возбудителями сосудистых и бактериальных заболеваний.
38. Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, проводится сплошным способом. Отвод лесосек для рубки лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22883).
_____________________________
*(1) Часть 1 статьи 60.8 Лесного Кодекса.
*(2) Статья 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2003, N 2, ст. 153, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 43, ст. 4412; 2008, N 26, ст. 3022; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 41, ст. 5189; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2015, N 29, ст. 4359)
*(3) Часть 5 статьи 103, пункт 2 части 1 статьи 104, пункт 1 части 3 статьи 105, пункт 2 части 2 статьи 107 Лесного кодекса
*(4) Часть 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.
*(5) Часть 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 октября 2016 г. вступили в силу поправки в Лесной кодекс РФ, направленные на улучшение порядка защиты лесов от вредных организмов.
В связи с этим определены правила назначения, организации и проведения мероприятий по ликвидации очагов таких организмов.
Речь идет об обследованиях очагов; уничтожении или подавлении численности вредных организмов; рубке зараженных лесных насаждений.
Территории насаждений с массовыми очагами вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации.
Документированная информация, подтверждающая проведение указанных мероприятий, вносится в государственный лесной реестр.
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу акта об утверждении методического документа по обеспечению санбезопасности в лесах.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2016 г. N 361 "Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44578
Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 09 июня 2015 г. N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2015 г., регистрационный N 40084)
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 декабря 2016 г. N 51
Постановлением Правительства России от 28 июля 2020 г. N 1132 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.
См. Правила ликвидации очагов вредных организмов, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 913
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2020 г. N 100
Изменения вступают в силу с 4 сентября 2020 г.