Письмо Минфина России от 9 ноября 2016 г. N 02-06-10/65577
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо о возможности введения учреждением дополнительных забалансовых счетов для ведения бюджетного учета нефинансовых активов и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
При этом статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, отходы, полученные в результате использования имущества, собственником которого является Российская Федерация, являются собственностью Российской Федерации.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно пункту 3 Инструкции 157н информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
При этом субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (пункт 6 Инструкции 157н).
Пунктом 332 Инструкции 157н предусмотрено, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе выданного в пользование.
Вместе с тем обращаем внимание, что нефинансовые активы, в том числе отработанные смазочные материалы, бывшие в употреблении запасные части к транспортным средствам, аккумуляторные батареи к машинам и оборудованию, учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция 162н).
Так, принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, отражается по дебету счетов 010534340 "Увеличение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества учреждения", 010536340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" и кредиту счета 040110180 "Прочие доходы" (пункт 23 Инструкции 162н).
Таким образом, введение дополнительных забалансовых счетов в целях управленческого учета нефинансовых активов, в том числе материальных запасов, не является основанием для списания данных активов с соответствующих балансовых счетов.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 158 Инструкции 162н учреждение-грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика, до поступления от учреждения-заказчика Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов, производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
Вместе с тем полагаем, что в целях повышения эффективности и оперативности отражения в учете хозяйственных операций, грузополучателю необходимо самостоятельно, не дожидаясь Извещения (ф. 0504805) от заказчика, формировать указанное Извещение (ф. 0504805) и принимать к учету материальные запасы на счет 10500 "Материальные запасы".
По вопросу формирования Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Справка к балансу, Инструкция 191н) сообщаем.
При представлении в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Справки к балансу, формируемой в электронном формате, забалансовые счета, введенные учреждением в рамках формирования его учетной политики в целях управленческого учета, не отражались.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для организаций госсектора учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.
Нефинансовые активы, в том числе отработанные смазочные материалы, бывшие в употреблении запчасти, аккумуляторные батареи, учитываются в соответствии с Планом счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Введение дополнительных забалансовых счетов, в том числе материальных запасов, не является основанием для списания данных активов с соответствующих балансовых счетов.
Учреждение-грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика (до поступления от учреждения-заказчика соответствующего извещения) принимает к учету материальные ценности и отражает их на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
Вместе с тем грузополучателю необходимо, не дожидаясь извещения от заказчика, формировать его самостоятельно и принимать к учету материальные запасы на счет 10500 "Материальные запасы".
Письмо Минфина России от 9 ноября 2016 г. N 02-06-10/65577
Текст письма официально опубликован не был