Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 35-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Тверской области и апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Тверской области на решение Тверского областного суда от 15 июля 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Висторг" о признании недействующими отдельных положений Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области, утвержденного постановлением правительства Тверской области от 1 октября 2013 года N 464-пп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Тверской области Травкиной О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Висторг" Громова Р.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
1 октября 2013 года правительством Тверской области принято постановление N 464-пп "О Порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области", которое было опубликовано 5 октября 2013 года в газете "Тверская жизнь" N 186.
Пунктом 1 названного постановления утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области (далее - Порядок).
Подпунктом "г" пункта 9 Порядка установлено, что правовой акт исполнительного органа государственной власти Тверской области или органа местного самоуправления муниципального образования Тверской области о проведении ярмарки либо соответствующее решение юридического лица или индивидуального предпринимателя как организатора ярмарки, должен определять порядок предоставления торговых мест, количество торговых мест, в том числе оборудованных и торговых мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с автотранспортных средств, а также количество социальных торговых мест.
Согласно подпункту "ж" пункта 13 Порядка организатор ярмарки обеспечивает наличие на ярмарке социальных торговых мест (торговых мест, предназначенных для следующих категорий населения: члены семей и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области; одинокие матери; безработные, состоящие на учете на бирже труда; члены семей, воспитывающих двух и более детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; неработающие пенсионеры), за которые не взимается плата (далее - социальное торговое место).
В силу подпункта "ж" пункта 17 Порядка продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих отнесение участника ярмарки к категориям, имеющим право на социальное торговое место.
Общество с ограниченной ответственностью "Висторг" обратилось в суд с иском о признании недействующими подпункта "г" пункта 9 в части слов "а также количество социальных торговых мест", подпункт "ж" пункта 13, подпункт "ж" пункта 17 Порядка, полагая, что указанные нормы приняты с превышением компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Тверского областного суда от 15 июля 2016 года административный иск удовлетворен частично, признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт "г" пункта 9 в части слов "а также количество социальных торговых мест", подпункт "ж" пункта 13 Порядка; требования о признании недействующим подпункта "ж" пункта 17 Порядка оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе правительства Тверской области и апелляционном представлении исполняющего обязанности прокурора Тверской области ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления административным истцом поданы возражения о несостоятельности их доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения является одной из целей данного Федерального закона.
Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определены в статье 11 названного Федерального закона, согласно которой ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются (часть 1).
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки определяет порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2) с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, определяет размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги) (часть 5).
Таким образом, федеральный законодатель определил, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливая требования к организации торговой деятельности ярмарок и продаже товаров (оказанию услуг) на них, вправе определять порядок предоставления торговых мест на ярмарке, а также размер платы за их предоставление и за оказание услуг с обеспечением торговли только в тех случаях, когда такой орган является организатором ярмарки.
Проанализировав оспариваемые положения подпункта "г" пункта 9, подпункта "ж" пункта 13 Порядка на их соответствие положениям Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", суд пришел к правильному выводу о том, что они противоречат федеральному законодательству, поскольку ограничивают право организатора ярмарки в лице юридического лица или индивидуального предпринимателя на определение порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке и определение размера платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги) с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки, предусмотренных федеральным законодательством.
Установив такое противоречие, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении в указанной выше части административного иска.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод административного ответчика о том, что организатор ярмарки во избежание расходов, связанных с предоставлением социальных торговых мест, вправе предоставлять необорудованные торговые места, поскольку подпункт "д" пункта 2 оспариваемого в части Порядка закрепляет понятие торгового места на ярмарке, как место, специально оборудованное и отведенное организатором (администратором) ярмарки участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное названной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об оставлении без удовлетворения требований административного истца в части признания недействующим подпункта "ж" пункта 17 Порядка, согласно которому, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих отнесение участника ярмарки к категориям, имеющим право на социальное торговое место, поскольку установление такого требования не противоречит закону, в случае, когда организатор ярмарки по собственной инициативе, в виде мер социальной поддержки определенным категориям граждан, принимает решение о предоставлении социальных торговых мест.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, они аналогичны позиции правительства и прокуратуры Тверской области в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Тверской области и апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 35-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был