Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 18889-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы К.Ф. Затулиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 18889-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы К.Ф. Затулиным.
Срок действия указанной главы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", (установленный вышеназванным Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ), согласно законопроекту предлагается продлить с ныне зафиксированной даты - 1 января 2017 года - до 1 января 2020 года.
Как известно, глава VIII.1, введённая в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" вышеназванным Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ, содержит нормы об урегулировании правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, и в этой связи определяет для таких лиц условия и порядок приема в российское гражданство или признания гражданами России, а в случае нежелания приобретения ими гражданства нашей страны предусматривает для них возможность обращения с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Комитет по государственному строительству и законодательству считает представленную законодательную инициативу важной и актуальной, учитывая, что она затрагивает весьма многочисленные категории лиц, (как следует из пояснительной записки к законопроекту, к настоящему времени - оценочно до 25 тысяч человек), к которым согласно статье 41.1 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ в совокупности были отнесены:
а) не имеющие иностранного гражданства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года и не приобретшие в установленном порядке российского гражданства;
б) дети лиц, указанных в предыдущем пункте "а", - как достигшие, так и не достигшие возраста восемнадцати лет, - также не имеющие иностранного гражданства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
в) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц, указанных в пункте "а", не имеющие гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
г) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина России до 1 июля 2002 года, но по заключению полномочного государственного органа, ведающего или ведавшего делами о гражданстве Российской Федерации, не прошедшие установленных процедур по приобретению российского гражданства, и не имеющие действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, - но как имеющие, так и не имеющие гражданства иностранного государства, - а также несовершеннолетние дети последних.
При этом Комитет по государственному строительству и законодательству обращает особое внимание на то, что на период действия норм главы VIII.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", связанных с определением и оформлением на территории Российской Федерации в отношении лиц указанных категорий их правового статуса, - они в силу части пятой статьи 41.1 названного Федерального закона не могут привлекаться к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания (проживания) в нашей стране, а также за незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявлений о признании их гражданами России, о приеме в российское гражданство или о выдаче вида на жительство в Российской Федерации. В то же время, если указанные лица в период действия главы VIII.1 названного Федерального закона не обратились с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином России, они в соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеупоминавшегося Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ обязаны выехать из Российской Федерации в течение трех месяцев со дня окончания срока действия обозначенной главы, а в ином случае (при неисполнении данного требования) подлежат депортации.
Таким образом, Комитет подчёркивает безусловную значимость рассматриваемой законодательной инициативы не только в контексте объективно целесообразного продления установленных благоприятных условий по приобретению российского гражданства для затрагиваемых представленным проектом категорий лиц, но и в плане обеспечения дополнительной государственной поддержки и защиты уже находящихся в Российской Федерации наших иностранных соотечественников в целом, (учитывая, что, в основном, именно таковыми и являются указанные лица в силу общего смысла и содержания ключевых понятий, установленных в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").
Кроме того, Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, а также законодательным и иным нормативным правовым актам, действующим на территории нашей страны, и является вполне мотивированным и обоснованным.
С учетом изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 18889-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы К.Ф. Затулиным.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству " 29 " ноября 2016 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.