Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 9463-7 "О ратификации Протокола N 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
По повторно представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина "территориальные сообщества или власти". Толкование части 2 статьи 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей позволяет сделать вывод, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут быть отнесены к "территориальным сообществам и властям". Однако в связи с отсутствием четкого понимания, какие субъекты относятся к "территориальным сообществам или властям" со стороны Российской Федерации, могут возникнуть трудности в процессе толкования и применения настоящего Протокола.
Часть 1 статьи 3 ратифицируемого Протокола предусматривает, что участниками ЕвРОС должны быть территориальные сообщества или власти Стороны, а также могут включать соответствующее заинтересованное государство-член Совета Европы. ЕвРОС имеет статус юридического лица, который определяется законодательством Стороны, являющейся государством-членом Совета Европы (часть 1 статьи 2 ратифицируемого Протокола), имеющим цель продвигать, поддерживать и развивать в интересах населения приграничное и межтерриториальное сотрудничество между участниками ЕвРОС (часть 2 статьи 1 ратифицируемого Протокола).
Однако в соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации прямо не наделены правом создания юридических лиц с иностранными "соответствующими заинтересованными государствами-членами Совета Европы" для вышеуказанных целей. При этом данный Федеральный закон ограничивает круг "иностранных партнеров", с которыми субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей (субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образованиями иностранных государств; с согласия Правительства Российской Федерации органы государственной власти иностранных государств). Таким образом, как таковые иностранные государства не включены в круг "иностранных партнеров". Существует определенное различие между терминами "иностранные государства" и "органы государственной власти иностранных государств", что косвенно подтверждается статьей 2 Федерального закона от 03.11.2015 N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления "осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами". Законодательство Российской Федерации прямо не предусматривает, что органы местного самоуправления обладают правом создания юридических лиц с соответствующими заинтересованными иностранными государствами для вышеуказанных целей.
Следовательно, полагаем, что ратификация настоящего Протокола потребует внесения изменений в указанные федеральные законы, в которых необходимо будет уточнить полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соотношение терминов "приграничное и межтерриториальное сотрудничество" и "международные и внешнеэкономические связи" субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, "иностранные партнеры" и "участники ЕвРОС".
Кроме того, в связи с тем, что согласно статье 12 ратифицируемого Протокола "управление и использование бюджета ЕвРОС подлежат аудиторской проверке", потребуется внесение изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" или другие федеральные законы.
Обращаем также внимание, что в тексте представленного официального перевода на русский язык ратифицируемого Протокола сохраняются отдельные неточности.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.