Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 17161-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в части возложения на уполномоченные органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов)
внесён Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 17161-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации (далее - проект федерального закона), и сообщает в части компетенции Комитета.
Согласно пояснительной записке в связи с ратификацией в 2012 году Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013-2014 годах в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций по обеспечению инвалидам доступности к различным объектам, средствам связи, информации, транспорта, образования, культуры, иным объектам и услугам).
Вместе с тем, в пояснительной записке отмечено, что отсутствие правового регулирования государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг приводит к значительным трудностям при реализации инвалидами права на безбарьерную среду в рамках досудебных процедур обжалования неправомерных решений и действий с использованием механизмов государственного контроля (надзора).
Поэтому проектом федерального закона предложено дополнить Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" новой статьей 15.1, которая предусматривает возложение функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах.
В числе таких уполномоченных органов в проекте федерального закона указаны федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, которым является Министерство культуры Российской Федерации, и региональными органами охраны объектов культурного наследия в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.
Контроль (надзор) за соблюдением технических условий и требований для обеспечения доступа инвалидов к объектам культурного наследия не связан с надзором за выполнением обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Вместе с тем, статья 47.4 Федерального закона "Об объекта культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, которые включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Согласно порядку обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному приказом Минкультуры России от 20 ноября 2015 года N 2834, требования по обеспечению доступа к объекту культурного наследия инвалидов также устанавливаются в охранном обязательстве собственника (пользователя) объектов культурного наследия.
Надзор за выполнением правообладателями охранных обязательств установленных требований осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в рамках проведения ими государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Комитет по культуре, поддерживая концептуальную направленность проекта федерального закона об определении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять функции государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, полагает излишним указание в данном проекте федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.