Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(в части совершенствования порядка отмены временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на оперативное восстановление временно ограниченного права должника по исполнительному производству свободно выезжать за пределы Российской Федерации после исполнения им обязательств по исполнительному документу.
В этой связи в законопроекте предложен механизм, при котором совершение соответствующих действий по отмене временного ограничения права на выезд из Российской Федерации возлагается на судебных приставов-исполнителей структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов, то есть судебных приставов, выполняющих функции при главном судебном приставе Российской Федерации (судебные приставы центрального аппарата ФССП России).
При этом обмен соответствующими процессуальными документами (постановлениями, поручениями) между судебными приставами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере миграции, пограничными органами предполагается осуществлять в электронной форме, а информацию об уплате должником задолженности получать оперативным путем в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Представленная законодательная инициатива, по мнению Комитета, заслуживает поддержки, поскольку позволит в максимально короткие сроки отменять примененное к должнику в рамках исполнительного производства ограничение в виде запрета на выезд из Российской Федерации, в случаях уплаты им суммы задолженности по исполнительному документу. Подобный законодательный подход позволит своевременно восстанавливать временно ограниченные конституционно значимые права граждан, добросовестно исполнивших обязательства, возложенные на них судебным или иным юрисдикционным актом.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на следующие вопросы, которые нуждаются в дополнительной проработке при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Как следует из содержания проектируемых норм, предлагаемый проектом федерального закона механизм оперативного снятия ограничения права должника на выезд из Российской Федерации распространяется на те случаи, когда решение о таком ограничении принимается непосредственно судебным приставом-исполнителем.
Однако согласно части 4 статьи 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решение об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации также может быть принято по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя судом в тех случаях, когда исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом.
В этой связи представляется неясным, в каком порядке будет осуществляться отмена временного ограничения на выезд из Российской Федерации, примененного судом.
Учитывая, что правом снятия соответствующего временного ограничения при уплате должником суммы долга по исполнительному документу законопроектом наделяются исключительно судебные приставы- исполнители центрального аппарата ФССП России, в уточнении также нуждается вопрос относительно необходимости урегулирования порядка направления соответствующих процессуальных документов этим должностным лицам, в случая снятия данного ограничения по иным основаниям (не связанным с погашением суммы долга) судебным приставом-исполнителем территориального органа ФССП России, который его применил.
Кроме того, проектируемая часть 3 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не учитывает, что согласно части 1 этой же статьи применение временного ограничения на выезд из Российской Федерации также возможно по исполнительным документам неимущественного характера. Предложенная редакция, таким образом, вообще исключает регламентацию процедуры применения и снятия временного ограничения на выезд из Российской Федерации по указанной категории исполнительных документов.
Проектом федерального закона не определен порядок вступления в силу предлагаемых изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Вместе с тем возникает вопрос относительно механизма снятия ограничений на выезд должников из Российской Федерации, которые были применены до вступления в силу федерального закона и введения нового порядка принятия и отмены указанной меры.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы высказаны мнение о необходимости редакционной доработки законопроекта, а также замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 3171-7 "О внесении изменения в некоторые законодательные акты" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.