Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Ко второму чтению проект федерального закона дополнен положениями, изменяющими Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", которые не рассматривались Государственной Думой при оценке концепции проекта (заключалась в наделении органов государственного жилищного надзора полномочиями по выявлению, пресечению нарушений требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (услуг) в первом чтении. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П, принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена. Деление процедуры рассмотрения проектов на чтения и собственно каждое из чтений имеют значение как для обеспечения поиска наиболее адекватных нормативных решений, так и для проверки соответствия их текстуально оформленного содержания подлинному волеизъявлению законодателя в соответствии с положениями статей 3 и 94 Конституции Российской Федерации. Принятие акта последовательно в каждом из трех чтений - при их различном назначении в едином нормотворческом процессе - является также гарантией учета исходной позиции субъектов законодательной инициативы, поскольку изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему, чтобы имеющие принципиальное значение изменения не появлялись в результате случайных, не связанных с обсуждением концепции решений. Нарушение же требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления и тем самым влияющее на судьбу акта в целом, свидетельствует о неконституционности такого акта не только по порядку принятия, но, в конечном счете, и по его содержанию.
Таким образом, при сохранении в тексте проекта статей 2, 3, 4 во избежание нарушений законодательной процедуры требуется возвращение к новому рассмотрению концепции проекта федерального закона.
В пунктах 4, 5, 6 статьи 1 проекта предлагается дополнить часть 5 статьи 165, часть 2 статьи 167, часть 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положениями, которые, по сути, приравнивают по юридической силе нормы федерального закона и подзаконных актов, издаваемых уполномоченными органами исполнительной власти, поскольку при прочих равных условиях сроки, указанные в подзаконных актах не могут быть иными, чем предусмотренные федеральными законами.
Новая редакция части первой статьи 198 Кодекса устанавливает, что состав сведений, размещаемых в системе о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 8 статьи 1 проекта), обращаем внимание на то, что данные проектируемые положения дублируют часть 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной систем жилищно-коммунального хозяйства".
Иные замечания правового характера, замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.