Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1135461-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 1135461-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", внесенный Правительством Российской Федерации.
Соответственно названию данного законопроекта предлагаемые в его рамках изменения затрагивают две указанные статьи Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию": статью 24, (в которой закрепляются общие основания въезда в Российскую Федерацию и выезда из нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства), и статью 25.8, (посвящённую регулированию некоторых вопросов выдачи и продления срока действия визы временно проживающего лица).
Обозначенную статью 24 названного Федерального закона представленным законопроектом предусматривается дополнить новой частью, касающейся условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из России для получивших разрешение на временное проживание в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, - определив возможность въезда и выезда в таких случаях на основании признаваемых Российской Федерацией в этом качестве действительных документов, удостоверяющих личность указанных граждан и лиц, и визы, выдаваемой им на срок действия их разрешения на временное проживание.
В то же время в статье 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" согласно законопроекту намечается уточнение нормы части третьей данной статьи, в результате которого более чётко должна быть зафиксирована обязанность территориального органа федерального органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не только по продлению визы временно проживающего лица, (как это предусмотрено в действующей редакции обозначенной нормы), но и по выдаче такой визы в случае получения соответствующим иностранным гражданином (или лицом без гражданства) разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Намечаемое введение в статьи 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" отмеченных дополнения и уточнения, - согласно пояснительной записке к законопроекту - мотивируется необходимостью устранения имеющейся правовой неопределённости нормативного регулирования обозначенных правоотношений и связанных с ними отдельных положений других законодательных актов (статьи 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 18.1 (часть 2) Кодекса РФ об административных правонарушениях), установленной Конституционным Судом Российской Федерации в его Постановлении от 16 февраля 2016 г. N 4-П.
Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемая законодательная инициатива соответствует Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам действующего законодательства Российской Федерации, а также не вызывает каких-либо разночтений с международными договорами нашей страны. При этом, - поскольку в рамках законопроекта предполагается устранение определенной несогласованности и пробелов действующих редакций указанных статей 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а в пояснительной записке к законопроекту содержится вся необходимая и мотивированная аргументация намечаемых изменений, - рассматриваемый проект федерального закона оценивается Комитетом, как актуальный и обоснованный, а также заслуживающий общей поддержки его концепции и содержательной направленности.
В процессе дальнейшей работы над представленной законодательной инициативой (после процедуры первого чтения) Комитет по государственному строительству и законодательству считает необходимым осуществить её доработку юридико-технического характера.
Так, во-первых, требуется устранение определённого разночтения проектируемой нормы новой редакции части третьей статьи 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с частью первой этой же статьи, а суммарно их обеих - со статьей 6 (пункт 1) Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Отмеченное разночтение связано с тем, что - в то время как согласно части первой статьи 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" виза временно проживающего лица выдаётся на срок в 4 месяца, а в соответствии со статьей 6 (пункт 1) Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года, - проектируемая норма новой редакции части третьей статьи 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в её предлагаемом варианте), по мнению Комитета, фактически, подразумевает возможность выдачи визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения.
Кроме того, (и во-вторых), представленная законодательная инициатива нуждается в некотором редакционном уточнении, (касающимся требуемого введения в пункт 1 законопроекта положения об изменении нумерации существующих структурных единиц (частей) статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", которые будут следовать за вводимой законопроектом в эту статью новой частью третьей).
Вместе с тем, Комитет по государственному строительству и законодательству подчёркивает, что отмеченные недочёты никоим образом не влияют на общую позитивную оценку концепции и содержания рассмотренного законопроекта и совершенно не препятствуют его принятию в первом чтении, а равно и дальнейшей работе над ним.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 1135461-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", внесенный Правительством Российской Федерации.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству "8" декабря 2016 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.