Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
(в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы"
Нормами законопроекта предлагается внести дополнение в часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающее, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта. Внесение данных изменений в ЖК РФ необходимо в целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств формируемых на счетах региональных операторов фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Законопроектом предусматривается внести дополнение в статью 173 ЖК РФ, согласно которому срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 данной статьи (через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации), не применяется в случае, когда решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 данного Кодекса (а не собственниками помещений в многоквартирном доме).
При этом в данном случае решением суда должен быть установлен факт, что органом местного самоуправления не были предприняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в нем помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснение порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 данной статьи.
Нормами законопроекта предлагается дополнить статью 178 ЖК РФ новой частью 2.1, предусматривающей, что в случае принятия решения о прекращении деятельности конкретного регионального оператора субъект Российской Федерации обязан не позднее одного месяца со дня принятия такого решения принять решение о создании нового регионального оператора и передаче ему всех функций ранее действовавшего регионального оператора. При этом прежний региональный оператор обязан осуществлять свои функции в полном объеме до завершения формирования нового регионального оператора. Внесение данных изменений позволит установить правовой механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах.
Положениями законопроекта предлагается ввести в ЖК РФ новую статью 190.1, устанавливающую особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Положения данной статьи регулируют ситуацию, когда органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченным на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшимся наймодателем (далее - бывший наймодатель), до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, было принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, но такое решение не было реализовано.
Нормы проектируемой статьи законопроекта также предусматривают, что при условии, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бывший наймодатель проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями указанной статьи.
Данная проектируемая статья ЖК РФ конкретизирует нормы статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации будучи дополнительной гарантией права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, данная статья, имеет обеспечительно-гарантийный характер и направлена на защиту имущественных и жилищных прав таких граждан, причем сфера ее действия распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, в чьей собственности - государственных или муниципальных образований - эти помещения находились прежде (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О, от 14 июля 2011 года N 886-О-О и от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
В целях обеспечения согласованности указанных положений ЖК РФ и Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" нормами законопроекта предусматривается, что указанная обязанность реализуется в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В целом положения законопроекта позволят более четко регламентировать ряд вопросов в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и в порядке его финансирования, а также обеспечить защиту жилищных прав граждан в указанной сфере.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать принятие законопроекта и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.