Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 9463-7 "О ратификации Протокола N 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 9463-7 "О ратификации Протокола N 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)" (далее - Европейская рамочная конвенция, Протокол N 3), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 19 октября 2016 года.
В 2003 году Российская Федерация присоединилась к Европейской рамочной конвенции, принятой в рамках Совета Европы в 1980 году, что позволило субъектам Федерации действовать в общем европейском правовом поле, полномасштабно включиться в процессы межрегиональной европейской интеграции на основе единых принципов и целей.
В феврале 2009 года для Российской Федерации вступили в силу Дополнительный протокол и Протокол N 2 к Европейской рамочной конвенции, согласно которым определяется правовой статус органов по приграничному сотрудничеству, создаваемых на основе двусторонних или многосторонних соглашений, а действие Европейской рамочной конвенции распространяется на сотрудничество административно-территориальных единиц, не граничащих между собой, то есть на межрегиональное сотрудничество, что создает правовую базу для развития международного сотрудничества муниципальных образований.
Протокол N 3, подписанный 16 ноября 2009 года в г. Утрехт (Нидерланды), развивает положения Европейской рамочной конвенции и Протоколов к ней, устанавливая порядок создания и формирования органов приграничного сотрудничества в форме европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС).
Целью ЕвРОС в соответствии с Протоколом N 3 является продвижение, поддержка и развитие приграничного и межтерриториального сотрудничества между их участниками в рамках полномочий, установленных законодательством того государства, под юрисдикцией которого они находятся. Таким образом, создание и деятельность данных объединений на основе Протокола N 3 позволяет осуществлять сотрудничество на местном и региональном уровнях между приграничными территориями государств-членов Совета Европы даже с учетом значительной разницы в национальном законодательстве последних.
Протокол N 3 призван создать единообразную правовую основу, определяющую юридический статус, основные правила учреждения и функционирования ЕвРОС. В соответствии со статьей 2 Протокола N 3 ЕвРОС является юридическим лицом, действующим в рамках законодательства государства-члена Совета Европы, на территории которого расположена штаб-квартира такого объединения. Протоколом N 3 установлен круг субъектов, которые могут быть членами ЕвРОС, требования к Соглашению об учреждении ЕвРОС и его Уставу (статьи 4-6). Данные документы определяют адрес штаб-квартиры ЕвРОС, срок его действия, порядок членства в ЕвРОС, выхода из него, правила роспуска, включая юридические последствия, а также содержат положения об органах ЕвРОС и их функциях. Важно отметить, что одним из элементов процедуры создания ЕвРОС в соответствии со статьей 11 Протокола N 3 является уведомление, информирование либо получение разрешения от национальных органов власти на участие территориальных сообществ и властей в создании и деятельности ЕвРОС.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту о ратификации Протокола N 3 указанный международный договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, российским законодательством не определен порядок участия муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в создании ЕвРОС и осуществлении их деятельности совместно с иностранными партнерами как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств, а также порядок деятельности самих этих объединений.
Указанные полномочия, а также порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве с участием муниципальных образований предусмотрены проектом федерального закона N 351626-5 "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении 30 июня 2010 года. В настоящее время идет подготовка указанного законопроекта ко второму чтению с учетом поправок Правительства Российской Федерации, внесенных в Государственную Думу в ноябре с.г.
По мнению Комитета по международным делам, ЕвРОС с российским участием является перспективной и прогрессивной формой приграничного сотрудничества. Ратификация Протокола N 3 отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать устойчивому социально-экономическому, экологическому, научному и культурному развитию приграничных территорий России.
В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации от 11 октября с.г. реализация Протокола N 3 не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол N 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС).
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.