Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 18453-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 18453-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему" (далее - Соглашение и Протокол), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 2 ноября 2016 года.
Указанные Соглашение и Протокол подписаны 23 декабря 2015 года в городе Тегеране и направлены на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов Российской Федерации и Исламской Республики Иран.
Соглашение определяет рамочные условия отношений двух стран в части привлечения иностранных инвестиций и регулирует допуск к капиталовложениям инвесторов одной Стороны на территории государства другой Стороны в соответствии с законодательством этих стран, закрепляя обязанность обеспечения полной правовой защиты и безопасности капиталовложений, в частности, недопущение применения мер принудительного изъятия (экспроприация, национализация). В случаях применения указанных мер, предпринятых в общественных интересах, статья 4 Соглашения предусматривает обязательность выплаты быстрой, эффективной и соответствующей компенсации. При расчете ущерба должна учитываться рыночная стоимость экспроприируемых капиталовложений, и компенсация должна выплачиваться в свободно конвертируемой валюте и без необоснованной задержки. Данное обязательство принимают на себя в равной степени обе Договаривающиеся стороны.
Соглашение предусматривает предоставление инвесторам сторон справедливого и равноправного режима капиталовложений, предполагающего недопущение применения дискриминационных мер и создающего одинаковые условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств. При этом Стороны сохраняют за собой право применять и вводить исключения из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.
Положениями Соглашения устанавливаются порядок перевода платежей в связи с капиталовложениями, процедура разрешения инвестиционных споров и споров относительно толкования Соглашения, порядок возмещения ущерба в результате военных действий и гражданских беспорядков, а также признается принцип суброгации.
Следует отметить, что Соглашение подлежит применению к капиталовложениям, осуществленным с 1 января 1992 года, однако к спорам или требованиям, касающимся инвестиций, возникшим до вступления в силу указанного международного договора, нормы Соглашения не могут быть применены.
Неотъемлемой частью указанного Соглашения является Протокол к Соглашению, который уточняет, к каким капиталовложениям российских и иранских инвесторов применяется Соглашение.
Соглашение и Протокол соответствуют положениям типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 456 от 9 июня 2001 года.
Соглашение и Протокол подлежат ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вследствие содержащихся в них положений, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
Реализация Соглашения и Протокола не повлекут за собой расходов из федерального бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением, в частности в случае экспроприации (национализации) капиталовложений.
Комитет по международным делам считает, что Соглашение и Протокол в полной мере отвечают интересам Российской Федерации. Ратификация Соглашения и Протокола будет способствовать активизации торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.