Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", внесенному Правительством российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Согласно указанному Постановлению, в том числе предписано, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах, а также - в целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств формируемых на счетах региональных операторов фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - дополнительные меры, направленные на обеспечение информирования собственников помещений в таких домах и организаций, осуществляющих управление ими, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 проекта федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета соответственно дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В этой связи, обращаем внимание, что статьей 191 Кодекса определены меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. С учетом этого требуют уточнения, какая дополнительная помощь имеется в виду, а также критерии оценки "неотложной необходимости" проведения капитального ремонта. При этом статьей 191 Кодекса оказание "дополнительной помощи" не предусмотрено.
На основании новой части 2.1 статьи 178 Кодекса (пункт 6 статьи 1 проекта федерального закона) определены положения, согласно которым новый региональный оператор является правопреемником прежнего регионального оператора в отношении прав и обязанностей, связанных с обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Таким образом, на нового регионального оператора, по сути, переводятся долги, с которыми не смог справится прежний региональный оператор. Кроме того, учитывая, что в указанной проектируемой части определяется случай прекращения деятельности прежнего оператора, рассматриваемое положение проекта федерального закона не соответствует статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей правопреемство при реорганизации юридических лиц, а именно при слиянии, присоединении, разделении, выделении, а также преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Таким образом, на наш взгляд, положения проекта федерального закона недостаточно проработаны с точки зрения исполнения предписаний Конституционного Суда Российской Федерации по данным вопросам.
По проекту федерального закона имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование проекта федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" необходимо изложить с применением одинарного интервала.
В статье 1 проекта федерального закона:
в абзаце первом источники официального опубликования необходимо изложить следующим образом:
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, N 1, ст. 38; N 27, ст. 3967; 2016, N 27, ст. 4288)
пункт 4 необходимо изложить в следующей редакции:
4) в части 3 статьи 168 второе предложение исключить;
в абзаце втором пункта 7 наименование статьи 190.1 необходимо изложить с применением одинарного интервала.
Статью 2 проекта федерального закона необходимо изложить в следующей редакции:
Статья 2
Статью 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918; 2005, N 1, ст. 15) дополнить словами "в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.