Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленные на регулирование создания и деятельности малоэтажных жилых комплексов (далее - МЖК).
Идея законопроекта, направленная на комплексное правовое регулирование создания и деятельности МЖК, заслуживает внимания.
Вместе с тем проведение аналогии создания и деятельности МЖК и функционирования многоквартирных домов представляется необоснованным, поскольку МЖК имеет существенные особенности.
Так, в отличие от многоквартирных домов МЖК может состоять как из многоквартирных домов, так и из индивидуальных жилых домов. Несмотря на это, законопроектом предлагается установить, по сути, единый правовой режим общего имущества МЖК как для лиц, проживающих в многоквартирных домах на территории комплекса, так и в индивидуальных жилых домах.
В этой связи не представляется возможным определить порядок возникновения права общей долевой собственности на общее имущество МЖК, а также провести разграничение имущества, находящегося на территории МЖК, являющегося частной собственностью, и имущества, относящегося к общей долевой собственности.
В части 3 статьи 48.1 ЖК РФ в редакции законопроекта предлагается урегулировать вопросы, связанные с формированием территории МЖК. В частности, устанавливается, что формирование территории МЖК осуществляется застройщиком на этапе разработки проекта планировки в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем при указанном подходе данные положения законопроекта с учетом статьи 4 ЖК РФ не относятся к предмету правового регулирования Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проведение аналогии с содержащимся в ЖК РФ правовым регулированием режима земельного участка, относящимся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, является необоснованным, поскольку в последнем случае такой земельный участок формируется исключительно для целей эксплуатации соответствующего многоквартирного дома.
Регулирование порядка создания и деятельности МЖК в жилищном законодательстве также не представляется оправданным, поскольку значительное число предлагаемых изменений в ЖК РФ содержит нормы, являющиеся отсылочными к градостроительному законодательству.
В законопроекте не учитывается, что предусмотренное жилищным законодательством лицензирование касается предпринимательской деятельности по управлению исключительно многоквартирными домами. Кроме того, имеется множество пробелов в правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся создания и деятельности МЖК. В частности, не определены используемые понятия "правила добрососедства", а также "общие принципы взаимного уважения и добрососедства", не определены последствия неизбрания собственниками жилых помещений в МЖК управляющей организации, не определена судьба договора управления, заключенного на первоначальном этапе застройщиком.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 октября 2016 г. N 7810п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1028984-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, В.Ф. Звагельским, И.М. Гусевой
Текст письма официально опубликован не был