Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 9 декабря 2016 г. N 5.1-01/3152
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения",
принятому Государственной Думой 2 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона N 1186681-6 внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 4 октября 2016 года.
Названный в Федеральном законе Договор, подписанный в городе Москве 6 июня 2016 года, направлен на развитие сотрудничества между Россией и Израилем в социальной сфере и позволяет повысить уровень социальной защищённости граждан двух государств.
Договором создаются условия для реализации пенсионных прав граждан Сторон, работавших в одном государстве, но проживающих в другом государстве, где возникло право на пенсию. В частности, гражданам Российской Федерации и Государства Израиль, проживающим на территории одной Стороны, предоставляется право получать пенсии на основании периодов страхования, приобретённых при осуществлении трудовой деятельности на территории другой Стороны. Таким образом, Договор позволяет пропорционально распределить финансовую ответственность двух государств по предоставлению страхового обеспечения на пенсионные права своих граждан. Согласно статье 5 Договора по желанию лиц пенсии и пособия могут выплачиваться им на территории Стороны их назначившей, либо переводиться на территорию другой Стороны.
Договором также регулируются вопросы, касающиеся получения ряда пособий российскими и израильскими гражданами, что защищает их социальные права в случае проживания на территории Стороны Договора, которое не является государством гражданства.
В статье 2 Договора определены регулируемые им правоотношения, касающиеся применительно к Российской Федерации страховых пенсий по старости, страховых пенсий по инвалидности и страховых пенсий по случаю потери кормильца; социальных пенсий; накопительных пенсий и выплат за счет средств пенсионных накоплений; пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; пособий на детей лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию; социального пособия на погребение; обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Применительно к Государству Израиль Договор распространяется на страхование по старости и по случаю потери кормильца; страхование по инвалидности (за исключением детей-инвалидов); страхование вследствие несчастных случаев на производстве; страхование детства и материнства; единовременную выплату по смерти.
В отношении указанных пенсий и пособий Договор устанавливает правила, регулирующие определение применимого законодательства, а также иные положения, которыми следует руководствоваться при их назначении и выплате. В частности, исчисление размера пенсии каждая Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством. Российской Стороной учитывается стаж, приобретённый на территории России и РСФСР (ст. 11). Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Стороны, которое распространяется на застрахованное лицо, а пособия для семей с детьми - в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой проживает ребёнок (ст. 12 и 14). Согласно общему правилу об определении применимого законодательства предусматривается, что застрахованные лица подпадают под действие законодательства той Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность, если иное не предусмотрено Договором (ст. 7).
Договор применяется к застрахованным лицам, которые одновременно: являются гражданами одной из Сторон; проживают на территории одной из Сторон; подпадали или подпадают под действие законодательства Сторон. Действие Договора распространяется на членов семей указанных лиц, которые подпадали или подпадают под действие законодательства Сторон (ст. 3).
Применение Договора должно осуществляться в соответствии с административным соглашением, которое должны заключить уполномоченные органы Сторон (ст. 17). Уполномоченным органом от Российской Стороны является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 1).
Договор содержит условие о ратификации и вступает в силу в первый день третьего месяца, следующего за днём обмена ратификационными грамотами (п. 1 ст. 27). Таким образом, Стороны должны обменяться ратификационными грамотами в один день.
Договор соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 10 Договора в словах "периодов страхования, приобретённого" допущена опечатка в тексте на русском языке (должно использоваться слово "приобретённых" по аналогии с другими абзацами этой статьи).
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся порядка назначения, исчисления и выплаты пенсий содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. Кроме того, предметом Договора являются основные права человека и гражданина, а также в нём содержится условие о последующей ратификации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 19 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Г.Н. Кареловой и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.