Заключение Счетной палаты РФ от 17 ноября 2016 г. N ЗСП-218/03-01
на проект федерального закона N 1106041-6 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об увеличении размера социального налогового вычета, предоставляемого при оплате расходов за обучение в образовательных учреждениях)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1106041-6 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 20 октября 2016 г. N 5).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы шестого созыва А.А. Агеевым, предлагается увеличить размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого налогоплательщикам при оплате расходов за обучение в образовательных организациях, с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, а также ввести социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком за аренду жилья, в случае отсутствия или непредоставления студенту общежития.
Также законопроектом предлагается увеличить общую сумму социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации с 120 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
В предложенной редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации размер социального налогового вычета за обучение детей установлен дважды: в размере не более 100 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) и не более 200 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Также отмечаем, что законопроект, предлагая введение социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на плату за аренду жилья в случае отсутствия или непредставления студенту общежития, не определяет условия и порядок предоставления указанного вычета, отсутствует механизм подтверждения произведенных расходов, не установлен перечень подтверждающих документов для получения социального налогового вычета, не понятно основание предоставления указанного вычета: аренда жилья в связи непредоставлением общежития самому налогоплательщику либо его ребенку.
Кроме того, законопроект, предлагая новую редакцию подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает особенности предоставления указанного социального налогового вычета, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации в действующей редакции. Основания исключения данных положений в материалах к законопроекту отсутствуют.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом также планируется увеличить общую сумму социального налогового вычета на медицинские расходы и расходы на обучение с 120 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
Вместе с тем отмечаем, что при ограничении размера социального налогового вычета максимальным размером 120 тысяч рублей, установленным пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, в который вносятся изменения, учитываются не только суммы, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение и за медицинские услуги, но и суммы уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, а также суммы уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
Также законопроектом не уточняется, будут ли распространяться новые требования на суммы, уплаченные налогоплательщиком до 2017 года, учитывая, что у налогоплательщика есть право воспользоваться социальным налоговым вычетом за три предыдущих календарных года (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Реализация законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах к законопроекту не указаны.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.