Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 5.1-01/3086
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о выдаче",
принятому Государственной Думой 30 ноября 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона N 19449-7 внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 2 ноября 2016 года. Названный в Федеральном законе Договор, подписанный в городе Санкт-Петербурге 28 мая 2015 года, направлен на укрепление международно-правовой базы российско-лаосского сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью.
Договором (ст. 1) устанавливается обязательство Сторон выдавать по запросам друг друга лиц, находящихся на территории одной Стороны и разыскиваемых другой Стороной, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора.
Статьёй 2 Договора предусмотрено, что он применяется к запросу о выдаче, направленному после его вступления в силу, даже если такой запрос связан с преступлением, совершённым до вступления Договора в силу.
Договором определены центральные органы Сторон (со стороны Российской Федерации - Генеральная прокуратура Российской Федерации) (ст. 3). Кроме того, Договором установлены: основания для отказа в выдаче (ст. 5); условия отсрочки в выдаче и выдачи на время (ст. 6); форма и содержание запроса о выдаче (ст. 7); условия транзита (ст. 17).
В соответствии с Договором под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (ст. 4).
Предусмотрено, что в случаях, не терпящих отлагательств, запрашивающая Сторона может направить запрос о временном задержании лица до представления запроса о его выдаче. Лицо, задержанное в связи с запросом о временном задержании, освобождается, если запрашивающая Сторона в течение 60 дней с даты взятия лица под стражу не представит запрос о выдаче с приложением необходимых документов (ст. 8).
Согласно Договору (ст. 12) Сторонами гарантируется защита персональных данных. Такие данные не должны передаваться одной Стороной другому государству без предварительного письменного разрешения другой Стороны.
В статье 15 Договора установлено "правило конкретности", предусматривающее, что лицо, выданное в соответствии с Договором, может быть подвергнуто на территории запрашивающей Стороны уголовному судопроизводству или наказанию только за преступление, в связи с которым это лицо было выдано. Исключением из названного правила являются случаи, когда: запрашиваемая Сторона даёт согласие на уголовное судопроизводство или исполнение приговора в связи с иным преступлением; лицо в течение 30 дней после окончания уголовного судопроизводства или отбытия наказания не покинуло территорию запрашивающей Стороны или добровольно возвратилось на эту территорию.
В соответствии со статьёй 18 Договора расходы, связанные с выдачей лица, осуществлённые до его передачи, несёт Сторона, у которой они возникли; транспортные и иные расходы, связанные с транзитной перевозкой выданного лица, а также с передачей и возвратом предметов, несёт запрашивающая Сторона.
Договор соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся оснований для отказа в выдаче, содержит правила иные, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Кроме того, предметом регулирования Договора являются основные права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 16 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину и Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.