Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 5.1-01/3089
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о выдаче",
принятому Государственной Думой 30 ноября 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона N 1148645-6 внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 12 августа 2016 года.
Названный в Федеральном законе Договор, подписанный в городе Санкт-Петербурге 28 мая 2015 года, направлен на укрепление правовых основ взаимодействия между двумя государствами в области борьбы с преступностью. В соответствии с Договором Стороны обязуются выдавать по запросам друг друга лиц для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 1).
Статьёй 2 Договора предусмотрено, что он применяется к запросам о выдаче, поступившим после его вступления в силу, даже если они связаны с преступлениями, совершёнными до его вступления в силу. Статьёй 3 Договора определены центральные органы Сторон (центральным органом Российской Федерации является Генеральная прокуратура Российской Федерации).
Согласно Договору под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года или более тяжкое наказание (ст. 4).
Предусмотрено, что в случае необходимости запрашивающая Сторона может ходатайствовать о временном задержании лица до представления запроса о его выдаче. При этом задержанное лицо освобождается, если запрашивающая Сторона в течение 60 суток с даты взятия его под стражу не представит запрос о выдаче с приложением необходимых документов (ст. 8).
В статье 10 содержится положение о конфиденциальности, в соответствии с которым запрашиваемая Сторона по просьбе центрального органа запрашивающей Стороны обеспечивает конфиденциальность в отношении факта получения запроса о выдаче, его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом, за исключением тех случаев, когда огласка запроса является необходимой для его исполнения.
В статье 15 Договора установлено "правило конкретности", предусматривающее, что лицо, выданное в соответствии с Договором, может быть подвергнуто на территории запрашивающей Стороны уголовному преследованию или наказанию только за преступление, в связи с которым это лицо было выдано. Исключением из названного правила являются случаи, когда: запрашиваемая Сторона даёт согласие на уголовное судопроизводство или исполнение приговора в связи с иным преступлением; лицо в течение 30 дней после окончания уголовного судопроизводства или отбытия наказания не покинуло территорию запрашивающей Стороны или добровольно возвратилось на её территорию.
В соответствии со статьёй 17 Договора расходы, связанные с выдачей лица, осуществлённые до его передачи запрашивающей Стороне, несёт Сторона, у которой они возникли. Транспортные и иные расходы, связанные с транзитной перевозкой выданного лица, а также с передачей и возвратом предметов, несёт запрашивающая Сторона.
Договор соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В частности, согласно статье 5 Договора в выдаче может быть отказано, если запрашиваемая Сторона считает, что выдача могла бы нанести ущерб её суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам. Кроме того, предметом Договора являются основные права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 16 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину и Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.