Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 13 декабря 2016 г. N 3.8-03/2660
по Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 28 октября 2016 года и принят 18 ноября 2016 года в первом чтении, 7 декабря 2016 года во втором чтении и 9 декабря 2016 года в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении приняты поправки членов Совета Федерации, в частности, о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. рублей на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - Фонд, бюджет Фонда), в отличие от бюджета Фонда 2016 года, на трехлетний период, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2017-2019 годах определены в следующих объемах:
Показатели |
Утверждено на 2016 год |
2017 г. в % к 2016 г. |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
ДОХОДЫ |
7 528,8 |
8 363,5 |
8 530,5 |
8 919,9 |
111,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по распределительной составляющей |
7 421,6 |
8 202,1 |
8 333,3 |
8 689,9 |
110,5 |
по накопительной составляющей |
107,3 |
161,4 |
197,2 |
230,0 |
150,5 |
Из общего объема доходов: |
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета: |
3 184,8 |
3 783,3 |
3 630,6 |
3 702,6 |
118,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
- на сбалансированность бюджета Фонда (на обязательное пенсионное |
|
|
|
|
|
страхование) |
810,5 |
989,1 |
954,1 |
955,0 |
122,0 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
392,0 |
434,0 |
479,7 |
509,0 |
110,7 |
- на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 982,3 |
2 360,2 |
2 196,8 |
2 238,6 |
119,1 |
- на единовременную выплату пенсионерам в 2017 году |
0,0 |
221,7 |
0,0 |
0,0 |
|
средства бюджетов субъектов РФ |
3,0 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
106,7 |
РАСХОДЫ |
7 703,9 |
8 583,9 |
8 727,2 |
9 087,7 |
111,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по распределительной составляющей |
7 421,6 |
8 202,1 |
8 333,3 |
8 689,9 |
110,5 |
по накопительной составляющей |
282,3 |
381,8 |
393,9 |
397,8 |
135,2 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-175,07 |
-220,4 |
-196,7 |
-167,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
по распределительной составляющей |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
по накопительной составляющей |
-175,07 |
-220,4 |
-196,7 |
-167,9 |
|
Бюджет Фонда сформирован с учетом ряда особенностей и по программно-целевому принципу. Однако в полной мере его нельзя назвать программным, поскольку до сих пор не разработана Государственная программа Российской Федерации "Развитие пенсионной системы".
На 2019 год сохраняется сниженная ставка страховых взносов на уровне 2016-2018 годов (22% в пределах взносооблагаемой базы и 10% сверх нее.
В 2017 - 2019 годах, как и ранее в 2014 - 2016 годах, суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий ("мораторий" на финансирование накопительной пенсии).
Для отдельных категорий плательщиков применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, в этой связи выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан определены в 2017 году с учетом индексации с 1 февраля 2017 года размеров выплат в соответствии с действующим законодательством, а в 2018-2019 годах с учетом ежегодной индексации выплат в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год.
Кроме того, в бюджете Фонда предусмотрены средства на осуществление Фондом в январе 2017 года единовременной денежной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала определены с учетом приостановления до 1 января 2020 года действия нормы о ежегодном пересмотре с учетов темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала.
В бюджете Фонда учтен в 2017 - 2019 годах перенос срока введения нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания до 1 января 2020 года.
С 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по дополнительным тарифам, по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, организаций угольной промышленности, а также недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд возложено на Федеральную налоговую службу.
Фонд остается администратором дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений, средств, поступивших от негосударственных пенсионных фондов, доходов от возмещения ущерба, сдачи в аренду, использования и реализации имущества, средств гарантийного возмещения, безвозмездных поступлений, а также денежных взысканий (штрафов), налагаемых Фондом, за нарушение законодательства Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Фонда позволят в соответствии с вышеуказанными решениями осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров. Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП на 2017 год 8 540 рублей.
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2017 год определены с учетом увеличения стоимости пенсионного коэффициента (СПК) с 1 февраля 2017 года на 5,8% (на индекс роста потребительских цен (ИПЦ) за 2016 год) и установлением его с 1 апреля 2017 года в размере, равном 78,58 рублей (СПК на 1 января 2017 года установлена в размере 74,27 рублей). При этом методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента Правительством Российской Федерации до сих пор не утверждена.
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2018 и 2019 годы определены с учетом увеличения СПК с 1 февраля 2018 года на 4,0% (на ИПЦ за 2017 год) и установлением его с 1 апреля 2018 года в размере 81,72 рублей, с 1 февраля 2019 года на 4,0% (на ИПЦ за 2018 год) и установлением его с 1 апреля 2019 года в размере 84,99 рублей.
Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии определена в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": с 1 февраля - с учетом прогнозного ИПЦ за предыдущий год (2017 год - 5,8%, 2018 год - 4,0%, 2019 год - 4,0%).
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению определена в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста ПМП за предыдущий год (2017 год - 2,6%, 2018 год - 4,5%, 2019 год - 9,6%).
Комитет отмечает, что индексация страховых пенсий будет осуществлена только в отношении неработающих пенсионеров в соответствии со статей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом правоприменительная практика данной нормы выявила дополнительные обстоятельства, требующие законодательного урегулирования, связанные со сроками уточнения факта работы, влияющие на сохранение прав пенсионеров на получение страховой пенсии в полном объеме в случае прекращения работы.
Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит: в 2017 году 13 657 рублей (159,9% к ПМП), в 2018 году - 14 045 рублей (150,0% к ПМП), в 2019 году - 14 439 рублей (148,4% к ПМП).
Среднегодовой размер накопительной пенсии составит: в 2017 году - 714 рублей, в 2018 году - 765 рублей, в 2019 году - 800 рублей.
Среднегодовой размер срочной пенсионной выплаты составит: в 2017 году - 950 рублей, в 2018 году - 1 042 рубля, в 2019 году - 1 107 рублей.
Среднегодовой размер социальной пенсии составит: в 2017 году - 8 803 рубля (103,1% к ПМП), в 2018 году - 9 159 рублей (97,8% к ПМП), в 2019 году - 9 926 рублей (102,0% к ПМП).
Расходы на выплату страховой пенсии в 2017 году запланированы в сумме 6 382,9 млрд. рублей (или 74,4% всех расходов Фонда), в 2018 году -6 680,9 млрд. рублей, в 2019 году - 7 000,3 млрд. рублей. Расходы на доставку составят 38,2 млрд. рублей, 39,9 млрд. рублей и 41,6 млрд. рублей соответственно.
По данным Счетной палаты обеспеченность выплат страховой пенсии поступлениями страховых взносов в 2016 году ожидается 68,3%, в 2017 году планируется 68,7%, в 2018 году - 73,1% и в 2019 году - 77,5%. Указанный уровень обеспеченности достигается, в том числе за счет продления моратория на начисление страховых взносов на накопительную пенсию.
Соответственно по накопительной составляющей бюджета Фонда доходы формируются за счет: поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов; доходов от временного размещения и реализации Фондом активов, приобретенных за счет средств пенсионных; дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию; средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, на софинансирование формирования пенсионных накоплений; доходов от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц; средства поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющих компаний; средств МСК, передаваемые по заявлению на формирование накопительной пенсии матери.
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии - в 2017 году - 0,6 млрд. рублей, в 2018 году - 1,0 млрд. рублей и в 2019 году - 1,6 млрд. рублей;
- на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2017 году - 0,2 млрд. рублей, в 2018 году - 0,34 млрд. рублей и в 2019 году - 0,55 млрд. рублей,
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2017 году - 12,5 млрд. рублей, в 2018 году - 12,1 млрд. рублей, в 2019 году - 11,7 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2017 году - 4,1 млрд. рублей, в 2018 году - 4,4 млрд. рублей, в 2019 году - 4,7 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2017 году - 364,2 млрд. рублей, в 2018 году - 375,4 млрд. рублей, в 2019 году - 378,8 млрд. рублей;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений - в 2017 году предусмотрено 0,24 млрд. рублей, в 2018 году - 0,46 млрд. рублей, в 2019 году - 0,42 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2017 года оценивается в сумме 1 147,1 млрд. рублей, на конец 2018 года расчетно составит 950,4 млрд. рублей, на конец 2019 года - 782,6 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2017 год в сумме 112,9 млрд. рублей (1,3% от общих расходов бюджета), на 2018 год в сумме 111,0 млрд. рублей (1,3%) и на 2019 год 108,0 млрд. рублей (1,2%).
Расходы на выплаты персоналу и уплату страховых взносов предусмотрены на 2017 год в сумме 83,1 млрд. рублей (105,6% к уровню предыдущего года), на 2018 год в сумме 82,0 млрд. рублей (98,7%) и на 2019 год 79,2 млрд. рублей (96,6%).
В связи с передачей ФНС функций по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года предполагается сокращение штатной численности сотрудников Фонда в количестве 11 850 единиц (численность сотрудников в 2016 году - 138 379 человек), в 2018 году планируется дальнейшее сокращение численности работников Фонда - на 1 000 человек и в 2019 году - на 4 071 человека.
Комитет выражает обеспокоенность готовностью необходимых организационно-штатных мероприятий по реализации норм действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления работникам государственных внебюджетных фондов, трудовые договоры с которыми подлежат расторжению в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование, для замещения всех имеющихся вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в налоговых органах. В этой связи Комитет неоднократно и в рамках "правительственного часа" на 399 заседании Совета Федерации, и письменно обращался к руководителю ФНС с просьбой максимально трудоустроить работников государственных внебюджетных фондов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятый Государственной Думой,
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.