Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ
от 9 декабря 2016 г. N 5.1-01/3159
по проекту федерального закона N 15465-7 "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", принятому Государственной Думой 7 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 15465-7) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 октября 2016 года, принят в первом чтении 16 ноября 2016 года, во втором и третьем чтениях - 7 декабря 2016 года.
Федеральный закон принят в целях сохранения уровня материального обеспечения неработающего пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
В настоящее время в рамках реализации мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено установление федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам.
Социальная доплата устанавливается, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не Достигает величины прожиточного минимуме пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или пребывания. Её размер определяется как разница между уровнем материального обеспечения пенсионера и размером прожиточного минимума пенсионера, установленным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Таким образом, при уменьшении величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации размер социальной доплаты к пенсии может снижаться.
Федеральный закон позволит избежать ущемления прав неработающих пенсионеров при установлении им социальной доплаты к пенсии, направлен на защиту прав малоимущих слоев населения и гарантирует сохранение уровня их материального обеспечения в случае снижения величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительства или пребывания.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что предметом регулирования Федерального закона является социальная защита, которая, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления в Государственную Думу поправок к указанным законопроектам в тридцатидневный срок, при этом до истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается. Таким образом, приняв Федеральный закон во втором и третьем чтении 7 декабря 2016 года до истечения тридцатидневного срока с момента принятия проекта в первом чтении 16 ноября 2016 года, Государственная Дума нарушила законодательно установленную процедуру.
Федеральный закон регулирует вопросы по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации и по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (социальная защита) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Согласно статье 2 Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2017 года.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования и федерального бюджета. Его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 22 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.