Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 декабря 2016 г. N 5.1-01/3192
по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
принятому Государственной Думой 9 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (N 15455-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 октября 2016 года.
Федеральный закон подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Федеральный закон внесен в Государственную Думу с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 2 июня 2016 года N 158-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не позднее 1 ноября 2016 года).
Федеральный закон в соответствии с пунктом 3 статьи 169 Бюджетного кодекса предусматривает составление и утверждение федерального бюджета сроком на три года. В части 1 статьи 1 Федерального закона содержатся основные характеристики федерального бюджета на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого в соответствующем финансовом году объема валового внутреннего продукта в размере 86 806,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2017 год составил 13 487 566 771,6 тыс. рублей, а общий объем расходов федерального бюджета - 16 240 809 139,5 тыс. рублей. Дефицит федерального бюджета предлагается утвердить в размере 2 753 242 367,9 тыс. рублей.
Федеральный закон сформирован в программной структуре расходов в соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р. При этом бюджетные ассигнования отражены, в том числе, в разрезе основных мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем по нему имеются замечания правового характера.
Федеральным законом (часть 10 статьи 5) установлено, что остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2017 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2017 года доходов федерального бюджета, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности, подлежат использованию в соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса. Однако указанная норма Бюджетного кодекса устанавливает порядок зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от приносящей доход деятельности указанных учреждений, а не остатков этих средств.
Федеральным законом (часть 4 статьи 7) устанавливается возможность предоставления в 2017 году из бюджетов субъектов Российской Федерации, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субсидий федеральному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению деятельности полиции. Указанное положение не в полной мере учитывает положения статей 47 и 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", из которых следует, что материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Федеральным законом (часть 3 статьи 21) предоставляется право Правительству Российской Федерации в 2017 году принимать решения о выпуске материальных ценностей государственного материального резерва, хранящихся в организациях, входящих в систему государственного материального резерва по истечении установленного срока их хранения, без одновременной поставки и закладки в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей с восполнением в последующие годы.
Указанное положение не соответствует абзацу шестому статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", согласно которому выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока их хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, осуществляется при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац четвертый статьи 2"
Обращаем внимание, что целый ряд положений Федерального закона не относится к предмету правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете и при этом ежегодно включается в его текстовую часть.
В частности, данное замечание относится к части третьей статьи 4, закрепляющей полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное казенное учреждение, устанавливать размер платы за услуги, оказываемые этим учреждением; части 9 статьи 6, предусматривающей обязанность главных распорядителей средств федерального бюджета по представлению информации и документов в реестр соглашений (договоров); статьи 18, определяющей функции организаций, выполняющих функции агентов Правительства Российской Федерации; статьи 19, устанавливающей порядок обслуживания Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Настоящий Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, следовательно, в соответствии с указанным порядком датой вступления в силу Федерального закона является 1 января 2017 года.
Правовым последствием принятия Федерального закона является утверждение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "а" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального бюджета.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.