Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2016 г. N 67-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е., Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новосибирский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров федерального дорожного агентства" о признании недействующим и противоречащим федеральному закону абзаца девятого пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27 июня 2012 года N 640, по апелляционным жалобам Совета депутатов города Новосибирска и мэра города Новосибирска на решение Новосибирского областного суда от 22 июля 2016 года, которым административное исковое заявление Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новосибирский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров федерального дорожного агентства" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета депутатов города Новосибирска от 27 июня 2012 года N 640 утверждены Правила благоустройства территории города Новосибирска. Решение опубликовано 06.07.2012 года в издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 48 (часть 1).
Абзацем 9 пункта 6.7 вышеназванных Правил запрещается ставить транспортные средства на территориях парков, скверов, на детских, спортивных, хозяйственных площадках, газонах и в иных не предусмотренных для стоянки (парковки) транспортных средств местах.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новосибирский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров федерального дорожного агентства" (далее ФГАОУ ДПО "Новосибирский ЦППК") обратилось в Новосибирский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просило суд признать недействующим абзац 9 пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое нормативное положение, в соответствии с которым запрещается ставить транспортные средства на территории парков, скверов, на детских, спортивных, хозяйственных площадках, газонах и в иных не предусмотренных для стоянки (парковки) транспортных средств местах, противоречит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
По мнению административного истца, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств (остановка и стоянка), урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно, и ответственность за их нарушение. Запрет на стоянку автомашин на озелененных территориях предусмотрен пунктом 6.3. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153, пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, что свидетельствует о принятии оспариваемой нормы в части регламентации стоянки автотранспорта с нарушением компетенции в данной сфере.
В подтверждение нарушенных прав административный истец сослался на факт привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", - за нарушение пункта 6.7. Правил благоустройства на территории города Новосибирска, а именно за стоянку транспортного средства возле дома N 62 по улице Сибиряков-Гвардейцев в городе Новосибирске, то есть в не предусмотренном для стоянки транспортных средств месте.
Решением Новосибирского областного суда от 22 июля 2016 года административный иск ФГАОУ ДПО "Новосибирский ЦППК" удовлетворен.
В апелляционных жалобах Совет депутатов города Новосибирска и мэр города Новосибирска просят об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционных жалоб.
Представители участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из положений пункта 1 статьи 6, пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, статей 1.3, 1.3.1, 2.1, 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и удовлетворяя заявленные требования, сделал правильный вывод о том, что оспариваемая норма принята Советом депутатов города Новосибирска с превышением полномочий, поскольку устанавливает запреты, влекущие административную ответственность за их неисполнение.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает запрет на стоянку транспортных средств вне предусмотренных для этих целей мест, нарушение которого влечет в соответствии со статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 года N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", административную ответственность, то есть фактически дублирует административную ответственность, установленную нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что недопустимо в силу вышеприведенных норм права.
Доводы апелляционных жалоб Совета депутатов города Новосибирска и мэра города Новосибирска аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования суда, выводы по ним имеются в решении и, с точки зрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, являются правильными. Позиция административных ответчиков основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 22 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов города Новосибирска и мэра города Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2016 г. N 67-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был