Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 66-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" о признании частично недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2015 г. N 542-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Бодайбинского муниципального образования (МУП "Тепловодоканал")", по апелляционной жалобе Службы по тарифам Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал" (далее - МУП "Тепловодоканал") обратилось в Иркутский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2015 г. N 542-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Бодайбинского муниципального образования (МУП "Тепловодоканал")" в части установления долгосрочных тарифов на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации (одноставочного тарифа (без учета НДС) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (приложение N 1 к приказу от 18 декабря 2015 г. N 542-спр).
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения.
Решением Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Служба по тарифам Иркутской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы МУП "Тепловодоканал" представило возражения.
В судебное заседание представители МУП "Тепловодоканал", Службы по тарифам Иркутской области, Администрации Бодайбинского городского поселения, акционерного общества "Витимэнергосбыт", Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры Иркутской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Иркутской области на основании Положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г. N 303-пп, является Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам).
Приказом Службы по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 542-спр установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Бодайбинского муниципального образования (МУП "Тепловодоканал"). Согласно приложений N 1 и N 2 к приказу определены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП "Тепловодоканал", устанавливаемые на 2016-2018 годы для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации.
Приложением N 1 к указанном приказу долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией МУП "Тепловодоканал" установлены для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тепловой энергии (без учета НДС), со следующей календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 3 209,36 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 3 653,01 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2017 г. - 3 653,01 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2017 г. - 4 054,02 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2018 г. - 4 054,02 руб./Гкал, с 1 июля 31 декабря 2018 г. - 4 277,98 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС) со следующей календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1 561,19 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 622,07 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2017 г. - 1 622,07 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2017 г. - 1 735,61 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2018 г. - 1 735,61 руб./Гкал, с 1 июля 31 декабря 2018 г. - 1 853,63 руб./Гкал
Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованным в установленном порядке в общественно-политической газете "Областная" 23 декабря 2015 г. N 145(1461).
По мнению административного истца, тариф на тепловую энергию на 2016 год является экономически необоснованным, поскольку органом регулирования неправомерно завышен полезный отпуск тепловой энергии по группам потребителей, в том числе по населению и на собственное производство и занижены расходы предприятия по статье "покупная электрическая энергия".
Как следует из материалов дела 30 апреля 2015 г. МУП "Тепловодоканал" обратилось в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 год, с приложением обосновывающих документов, предложив метод регулирования - метод долгосрочной индексации установленных тарифов, предусмотренный частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении.
В качестве документов, обосновывающих размер тарифа на тепловую энергию на 2016 год, предприятием представлены, в том числе: схема теплоснабжения Бодайбинского муниципального образования на 2014-2018 годы, расчет полезного отпуска тепловой энергии по группе потребителей "Население", реестр заключенных с потребителями договоров, информация о распределение тепловой энергии на объекты собственного производства, пояснительная записка по изменению полезного отпуска с актами отключений, статистическая отчетность по форме 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей", утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Росстат) от 11 февраля 2011 г. N 37 (далее - форма 46-ТЭ) за три предыдущих периода (2012, 2013, 2014 годы), содержащая информацию отдельно по группам потребителей.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Согласно пункту 18 Методических указаний N 760-э формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом: необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций; соблюдения требований законодательства Российской Федерации; количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой; минимизации с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях расходов на топливо для обеспечения теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения без возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии (для систем теплоснабжения с единственным источником тепловой энергии или без избытка тепловых мощностей) в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических указаний; минимизации с учетом технологических ограничений полных расходов на обеспечение теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения с возможностью перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
Поскольку в схеме теплоснабжения Бодайбинского муниципального образования на 2014-2018 годы, представленной в материалы тарифного дела, не установлены объемы полезного отпуска тепловой энергии, то для определения обоснованного объема полезного отпуска должно быть использовано его среднегодовое значение за 3 периода регулирования, предшествующие расчетному.
Согласно отчетным данным предприятия - форме 46-ТЭ среднегодовое фактическое потребление тепловой энергии за 3 предыдущих периода составило 162 512 Гкал, в том числе по группе потребителей "население" - 131 655 Гкал (за 2012 год - 165 983 Гкал, за 2013 год - 162 764 Гкал, за 2014 год- 158 789 Гкал).
Ежегодное снижение полезного отпуска объясняется установкой населением индивидуальных приборов учета, установкой общедомовых приборов учета, а также снятием объемов ГВС по нормативу в связи с временным отсутствием граждан.
С учетом динамики потребления тепловой энергии за последние 3 года в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, расчетный объем тепловой энергии в Гкал на 2016 год составил 159 008 Гкал.
Учитывая объемы по отключенным и подключенным объектам, а также установленным индивидуальным и общедомовым приборам учета на конец 2015 года, предприятие произвело корректировку расчетного объема тепловой энергии по группе потребителей "население" и предложило регулирующему органу к принятию в расчет на 2016 год объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 159 527,5 Гкал, в том числе по группе потребителей "население" - 129 221,7 Гкал.
Однако согласно приложению N 3 к Протоколу заседания Правления Службы по тарифам утвержден расчет, из которого следует, что полезный отпуск по группам потребителей составляет 165 690,4 Гкал, в том числе по группе потребителей "население" - 135 460 Гкал.
Расчет полезного отпуска по группам потребителей полезный отпуск на собственные нужды предприятия, по бюджетным и прочим потребителям произведен исходя из фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года согласно форме 46-ТЭ.
Полезный отпуск по группе потребителей "население" рассчитан тарифным органом согласно представленным Администрацией Бодайбинского муниципального образования данных в формате шаблона Федеральной государственной информационной системы "Единая Информационно-Аналитическая Система "Федеральный орган регулирования - Региональные органы регулирования - Субъекты регулирования" (ФГИС ЕИАС "ФСТ-РЭК-субъекты регулирования") OREP.KU.2015.MONTHLY за ноябрь 2015 года с учетом годовых данных за базовый период (декабрь 2014 года).
Между тем, данных в формате шаблона ФГИС ЕИАС "ФСТ-РЭК-субъекты регулирования" OREP.KU.2015.MONTHLY, дающих возможность проверить обоснованность расчета полезного отпуска тепловой энергии, расчет объема отпуска тепловой энергии по группам потребителей, в том числе по группе "население", ни в материалы тарифного дела, ни в материалы судебного дела не представлены.
Довод органа регулирования о правомерности расчета планового полезного отпуска на основании пункта 16 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку указанное постановление не определяет методику расчета объема полезного отпуска, а лишь определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, и не относится к специальным нормам законодательства, регулирующим правоотношения в сфере тарифообразования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о завышении предприятием расходов по статье "затраты на покупную электрическую энергию".
Согласно расчету эксперта затраты по указанной статье, включаемые в состав необходимой валовой выручки при установлении тарифа на 2016 год определены органом регулирования исходя из фактических цен на электрическую энергию за предыдущий учетный период (2014 год), с применением индекса предельных темпов роста тарифов на электрическую энергию на 2015 и 2016 годы, что соответствует пунктам 28, 29, 38 Основ ценообразования. Пунктам 11 и 18, разделу V Методических указаний N 760-э. Решение суда в этой части не обжалуется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по тарифам Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 66-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был