Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 49-АПГ16-51
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАРК"
о признании недействующим пункта 1898 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 г. N 1506, от 24 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387),
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью "ТАРК" Бикбулатовой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "ТАРК" (далее - ООО "ТАРК", общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим пункта 1898 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного приказом Министерств земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 (в редакции приказов от 28 октября 2014 г. N 1506, от 24 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан просит отменить судебный акт, полагая, что здание отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы ООО "ТАРК" представлено возражение.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, прокуратуры Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" на территории республики с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций", налоговая база в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений) определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень), который опубликован на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru, 5 мая 2014 г.
В пункт 1898 Перечня включено здание с кадастровым номером 02:55:030313:493, общей площадью 2 057,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Дмитрия Донского, дом 1, принадлежащее на праве собственности ООО "ТАРК".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030313:71, общей площадью 8 894+/- 33 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей и административные здания, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (от 16 июня 2016 г.).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не соответствует критериям объектов налогообложения по налогу на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок). Порядок согласуется с нормами статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для включения здания в Перечень объектов по виду фактического использования в соответствии с частью 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.
Мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились. Акт обследования составлен позже.
Как следует из материалов дела здание состоит из 3-х этажей, в котором используются помещения под офисы на 1, 2 и 3 этажах, общая площадь предназначенная и фактически используемая для ведения административной деятельности составляет 344,7 кв.м, что является 16,75% от общей площади помещения и указано в акте обследования фактического использования нежилого помещения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 июля 2016 г.
Согласно материалам дела, основанием для включения в Перечень здания явилось следующее.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, в срок до 1 декабря текущего года с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и их законных представителей по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов, формирует перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства.
Административным истцом в материалы дела представлено письменное обращение от 29 февраля 2016 г. в адрес министерства, согласно которому, ООО "Тарк" просило исключить пункт 1898 из приложения к приказу от 30 апреля 2014 г. N 557.
Административным ответчиком сделан вывод, что поскольку с заявлением об исключении здания из Перечня общество обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с пропуском срока, предусмотренного для подачи такого заявления, то здание, принадлежащее ответчику, правомерно включено в перечень.
С данным доводом Судебная коллегия не может согласиться. Требования, которым должно соответствовать здание в случае его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такое основание включения объекта недвижимости в Перечень, как несвоевременное обращение истца в министерство, нормами налогового законодательства не предусмотрено.
Поскольку здание не отвечает критериям указанным статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то оно правомерно исключено из Перечня.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 49-АПГ16-51
Текст определения официально опубликован не был