Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 31-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электротехмонтажлаборатория плюс" о признании недействующими таблиц 1, 2 приложения N 1 к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 25 декабря 2015 г. N 104-25/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2016 год", постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 февраля 2016 г. N 7-2/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики на 2016 год", признании расчета необходимой валовой выручки необоснованным, обязании утвердить расчет необходимой валовой выручки в иной сумме, принять новое постановление, утвердить индивидуальные тарифы, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Электротехмонтажлаборатория плюс" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Электротехмонтажлаборатория плюс" Климова С.В., представителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щукиной И.Г., специалиста Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Феофановой Ю.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Электротехмонтажлаборатория плюс" обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими таблиц 1, 2 приложения N 1 к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба по тарифам) от 25 декабря 2015 г. N 104-25/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2016 год", постановления Службы по тарифам от 5 февраля 2016 г. N 7-2/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Чувашской Республики на 2016 год", признании расчета необходимой валовой выручки необоснованным, обязании утвердить расчет необходимой валовой выручки в иной сумме, принять новое постановление, утвердить индивидуальные тарифы.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Федеральная антимонопольная служба в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно частям 1 и 4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частям 1 и 4" имеется в виду "частям 1 и 4 статьи 23.1"
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Одноставочная цена (тариф) определяется на основе ставок в соответствии с абзацем двадцать вторым данного пункта и рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Из материалов дела следует, что ООО "Электротехмонтажлаборатория плюс" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Ранее в отношении административного истца тарифы на услуги по передаче электрической энергии не устанавливались.
Административный истец 30 ноября 2015 г. обратился в Службу по тарифам с заявлением об установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между обществом и смежными сетевыми организациями, которое поступило в Службу по тарифам 1 декабря 2015 г.
Дело об установлении индивидуальных тарифов открыто на основании приказа Службы по тарифам от 2 декабря 2015 г. N 01/06-78.
Поскольку к заявлению об установлении индивидуальных тарифов общество не приложило в полном объеме информацию, обосновывающую исходные данные, Служба по тарифам письмами от 3 декабря 2015 г. и от 8 декабря 2015 г. запросила у регулируемой организации сведения, необходимые для расчета тарифов, в том числе информацию о прогнозном отпуске (передаче) электроэнергии на 2016 год.
Письма общества N 26-э, N 27-э, N 28-э, содержащие обосновывающие материалы (в том числе копии договоров оказания услуг по передаче электроэнергии на 2016 год, расчет норматива потерь электроэнергии, информацию о прогнозном отпуске (передаче) электроэнергии на 2016 год), поступили в орган регулирования 9 и 10 декабря 2016 г.
В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила), для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
С учетом указанной нормы месячный срок установления индивидуальных тарифов следует считать с 10 декабря 2015 г.
Кроме того, дополнения к материалам дела об установлении индивидуальных тарифов поступали от регулируемой организации 14, 16 и 21 декабря 2015 г.
Заседание рабочей группы по вопросу согласования необходимой валовой выручки ООО "Электротехмонтажлаборатория плюс" состоялось 18 декабря 2015 г., по его итогам общество выразило несогласие с рядом позиций, о чем сообщило Службе по тарифам в письме от 21 декабря 2015 г.
Согласно протоколу заседания коллегии органа регулирования от 22 декабря 2015 г. N 25 рассмотрение вопроса об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "Электротехмонтажлаборатория плюс" отложено.
Служба по тарифам запросила у регулируемой организации информацию о прогнозном отпуске (передаче) электрической энергии на 2016 год, согласованную с ПАО "МРСК Волги", АО "Чувашская энергосбытовая компания", ООО "Коммунальные технологии", а также заверенные копии договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенных с данными организациями и с потребителями.
Запрашиваемая информация обществом не представлена, так как соответствующие договоры предполагается заключить со смежными сетевыми организациями, сбытовыми организациями и с потребителями электрической энергии после установления индивидуального тарифа для взаиморасчетов общества со смежными сетевыми организациями (письмо от 28 декабря 2015 г. N 39-э).
Согласно протоколу заседания коллегии органа регулирования от 29 декабря 2015 г. N 26 договоры оказания услуг по передаче электрической энергии не заключены, сведения о согласовании существенных условий договоров отсутствуют. Органом регулирования отложено рассмотрение дела об установлении индивидуальных тарифов в рамках продолжения экспертизы материалов для представления согласованных предложений, обществу рекомендовано представить информацию о прогнозном отпуске (передаче) электрической энергии на 2016 год.
Приказом от 29 декабря 2015 г. N 01/10-82 с учетом даты представления обосновывающих материалов в полном объеме срок установления индивидуальных тарифов для ООО "Электротехмонтажлаборатория плюс" продлен до 5 февраля 2016 г.
Служба по тарифам 12 и 13 января 2016 г. обращалась с запросами необходимых сведений в смежные сетевые организации и сбытовую организацию (ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго", ООО "Коммунальные технологии", АО "Чувашская энергосбытовая компания"). Необходимые органу регулирования сведения не представлены.
Постановлением Службы по тарифам от 5 февраля 2016 г. N 7-2/э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом и ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго", обществом и ООО "Коммунальные технологии".
При этом размер необходимой валовой выручки принят Службой по тарифам в размере 11 868,34 тыс. руб., то есть в размере, определенном при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основании постановления от 25 декабря 2015 г. N 104-25/э.
Принимая во внимание недостаточность представленных сведений, послужившую основанием для неоднократного отложения органом регулирования рассмотрения дела об установлении индивидуальных тарифов, принятие Службой по тарифам необходимых мер, направленных на получение требуемой информации, а также соответствие необходимой валовой выручки, учтенной при расчете единого (котлового) тарифа, необходимой валовой выручке, учтенной при расчете индивидуальных тарифов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт принят в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
С учетом указанной нормы недополученный обществом доход, возникший по причине установления индивидуальных тарифов только в феврале 2016 года, может быть учтен Службой по тарифам при установлении индивидуальных тарифов на следующий период регулирования.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции относительно уменьшения необходимой валовой выручки общества ввиду исключения расходов по отдельным статьям затрат.
Обоснование корректировки необходимой валовой выручки приведено в экспертном заключении Службы по тарифам.
Расходы на оплату труда заявлены регулируемой организацией в размере 10 112,40 тыс. руб. с численностью 27 чел. и среднемесячной оплатой труда 31 211,12 руб. на 1 работника. При расчете указанных затрат орган регулирования принял численность персонала в количестве 14 чел. со среднемесячной оплатой труда на 1 работника 24 228,40 руб.
Орган регулирования установил, что заявленная численность работников необоснованно завышена обществом. Служба по тарифам руководствовалась пунктом 1.13 части 1 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 г. N 68, приняла во внимание коэффициент индексации фонда оплаты труда на 2016 год.
Кроме того, среднемесячная оплата труда принята на уровне средней заработной платы по Чувашской Республике за январь-сентябрь 2015 года в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. На основании пункта 29 Основ ценообразования Служба по тарифам использовала данные официальной статистической информации.
Поскольку снижены расходы на оплату труда, соответственно, уменьшены расходы и по статье "Отчисления на социальные нужды", расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, на подготовку кадров, другие прочие подконтрольные расходы (мебель, программное обеспечение).
Расходы на телекоммуникационные услуги, включающие в себя затраты на выделенный доступ к сети "Интернет" (24,50 тыс. руб.), местную телефонную связь (20,16 тыс. руб.), мобильную связь (37,80 тыс. руб.) и интеллектуальный номер (26,40 тыс. руб.) заявлены регулируемой организацией в размере 108,86 тыс. руб.
Эксперт Службы по тарифам проведен анализ аналогичных предложений в г. Чебоксары, экономически обоснованная сумма затрат по данной статье принята в размере 39,80 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Указанные затраты заявлены обществом в размере 6 762,25 тыс. руб., из них на аренду электросетевого хозяйства - 2 658,72 тыс. руб., лизинг - 980,53 тыс. руб., прочую аренду - 3 123,00 тыс. руб.
Служба по тарифам направляла запрос от 3 декабря 2015 г. для получения обоснования данных расходов в заявленной сумме, в том числе по бухгалтерским документам арендодателя, подтверждающим начисление амортизации, налога на имущество по объектам электросетевого хозяйства, переданных обществу в аренду, и содержащим сведения о первоначальной стоимости, сумме начисленной амортизации и остаточной стоимости имущества.
Вместе с тем запрошенные документы (ведомость амортизационных отчислений, оборотно-сальдовые ведомости в разрезе номенклатуры, выписка из главной книги, анализы и карточки счетов) общество не представило, в связи с чем Служба по тарифам исключила из состава необходимой валовой выручки расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства.
Затраты по договорам аренды нежилого помещения с ИП Голубцовым Н.С. от 1 января 2016 г. N 9-с и N 10-с также не приняты Службой по тарифам ввиду отсутствия надлежащего обоснования, в том числе с учетом статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электротехмонтажлаборатория плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 31-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был