Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
По вопросу 1.
Согласно части 7 статьи 22 Закона N 44-ФЗ нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Таким образом, применение нормативного метода осуществляется в соответствии с установленными требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам, содержащим предельные цены товаров, работ, услуг.
По вопросу 2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования" не устанавливает требования к форме (табличной или текстовой) отображения расчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), указываемого в столбце 7 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.
Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить наиболее приемлемое для него представление обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом требований статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
По вопросу 3 и 4.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В то же время согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По мнению Департамента развития контрактной системы с учетом положений Закона N 44-ФЗ, а также правоприменительной практики, установление заказчиком требований к товарам не может быть произвольным. Исходя из положений Закона N 44-ФЗ, описание товара должно строиться таким образом, чтобы наиболее полно отражать потребность заказчика и являться обоснованным и при этом не допускать требований, влекущих ограничение числа участников закупки.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, если заказчиком не используются показатели и требования в соответствии с регламентами или ГОСТами, то требуется обоснование необходимости использования иных показателей.
Также отмечаем, что согласно Решению комиссии Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок от 26 июня 2015 г. по делу N 273-03-2/2015 и постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2016 г. N 13АП-19314/216 заказчиком была обоснована необходимость включения дополнительных показателей и критериев, в связи с чем судами было признано правомочие заказчиков на установление таких дополнительных показателей.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если предусматривается установление предельных цен.
Заказчик вправе самостоятельно определить наиболее приемлемое для него представление обоснования начальной (максимальной) цены контракта с учетом требований Закона о контрактной системе.
Если заказчик не использует показатели и требования в соответствии с регламентами или ГОСТами, то нужно обосновать необходимость применения иных показателей.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2016 г. N Д28и-3122 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был