Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Соколова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобе гражданина В.В. Соколова, подписанной представителем заявителя - адвокатом А.М. Лебедевым, оспаривается конституционность положений пункта 8 статьи 38 Областного закона Свердловской области от 18 октября 1995 года N 26-ОЗ "О государственной службе Свердловской области", которыми установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должности Губернатора Свердловской области, председателя и (или) других членов Правительства Свердловской области, председателя, заместителя председателя и (или) аудитора Счетной палаты Свердловской области, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, достигший возраста, дающего право на страховую пенсию, имеет право на пенсию за выслугу лет (часть первая); пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством (часть вторая); пенсия за выслугу лет устанавливается независимо от того, замещал ли гражданин, указанный в части первой настоящего пункта, должности Губернатора Свердловской области, председателя и (или) других членов Правительства Свердловской области, председателя, заместителя председателя и (или) аудитора Счетной палаты Свердловской области, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области непосредственно перед ее назначением (часть третья); пенсия за выслугу лет не устанавливается гражданам, указанным в части первой данного пункта, полномочия которых были досрочно прекращены в связи с совершением ими противоправных действий (часть четвертая).
Как следует из представленных материалов, правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции, отказали В.В. Соколову в установлении пенсии за выслугу лет, поскольку в соответствии с положением пункта 8 статьи 38 Областного закона Свердловской области "О государственной службе Свердловской области" право на эту пенсию имеют лица, замещавшие указанные в нем должности в Правительстве Свердловской области, являющемся исполнительным и распорядительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство же Свердловской области, где заявитель замещал (с ноября 1991 года по ноябрь 1993 года) должность заместителя Председателя, являлось исполнительным органом Администрации Свердловской области.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 18, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет правоприменителям устанавливать различия в пенсионных правах для лиц, относящихся к одной и той же категории (членов Правительства Свердловской области), но замещавших эти должности в разное время.
Оспариваемое положение было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Предоставляемые лицам, замещавшим государственные должности в субъекте Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты (пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям являются дополнительным обеспечением этих лиц.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат (пенсий за выслугу лет) к устанавливаемым государством пенсиям лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие должности, что само по себе не вступает в противоречие с конституционными положениями, в частности статьями 19 и 39 Конституции Российской Федерации.
Реализуя дискреционные полномочия, законодатель Свердловской области предусмотрел в Областном законе Свердловской области "О государственной службе Свердловской области" право на пенсию за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности Свердловской области, а также условия и порядок ее назначения.
Такое правовое регулирование, направленное на создание гарантий дополнительного пенсионного обеспечения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Проверка же обоснованности принятия решения об отказе заявителю в назначении пенсии за выслугу лет не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соколова Владимира Валентиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 2437-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соколова Владимира Валентиновича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 8 статьи 38 Областного закона Свердловской области "О государственной службе Свердловской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)