Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 ноября 2016 г. N 03-10-08/67684
В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 314 установлено, что федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) и пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.
При этом обращаем внимание, что согласно статье 66 Кодекса контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР).
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля).
Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров", на который содержатся ссылки в обращении, является организационно-распорядительным документом, взаимоотношения таможенных органов и подконтрольных лиц не регулирует, к нормативным правовым актам не относится.
В соответствии с Порядком контроля выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей, а также другие условия, указанные в подпунктах 1-7 пункта 11 Порядка контроля, относятся к обстоятельствам, свидетельствующим о наличии признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой установлены решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (п. 1 ст. 69 Кодекса).
Порядок проведения дополнительной проверки установлен в пунктах 11-25 Порядка контроля.
В соответствии с пунктом 16 Порядка контроля одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса). Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов).
Кроме того, обращаем внимание на то, что вопросы контроля и корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости товаров рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в котором, в частности отмечается, что примененная сторонами сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары, судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (абзац 2 пункта 5, абзац 2 пункта 6).
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Золкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о ней могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (Кодекс).
Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров. Для расчета суммы обеспечения может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в т. ч. в базах данных таможенных органов).
Кроме того, вопросы контроля и корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости товаров рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 12 мая 2016 г. N 18. В нем, в частности, отмечено, что примененная сторонами сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары, судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 ноября 2016 г. N 03-10-08/67684
Текст письма официально опубликован не был