Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 526-ээ/сбн "Об установлении сбытовых надбавок публичному акционерному обществу "ТНС Энерго Ярославль" на территории Ярославской области на 2016 год" были установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС энерго Ярославль" с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г.
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30.12.2015"
В ходе рассмотрения экспертного заключения Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) по размеру сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии - ПАО "ТНС энерго Ярославль" на 2016 год, а также протокола заседания Правления Департамента от 18.12.2015 N 39 (далее - протокол) ФАС России были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующие органы) при установлении, в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В свою очередь, к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
Также пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В соответствии с положениями Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Однако экспертное заключение не содержит результатов анализа экономической обоснованности по всем статьям расходов.
Экспертной группой Департамента определены экономически необоснованные расходы организации, подлежащие исключению из состава необходимой валовой выручки на 2016 год в размере 137 298 358 рублей.
При этом в экспертном заключении, а также в протоколе не отражены результаты анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными комитетом при утверждении сбытовых надбавок на соответствующий период.
Таким образом, в отсутствие отраженных в экспертном заключении результатов полного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации за 2014 год, подтвердить экономическую обоснованность величины, подлежащей исключению из состава необходимой валовой выручки на 2016 год в размере, 137 298 358 рублей не представляется возможным.
Вместе с тем, Департаментом принят, но не обоснован значительный рост расходов по следующим статьям:
- услуги связи - рост на 200% по сравнению с фактическими расходами за 2014 год (с 9 912 611 руб. в 2014 году до 19 849 778 руб. в 2016 году) и на 183% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года;
- расходы на командировки и представительские расходы - рост 137% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 1 574 308 руб. до 2 159 131 руб. соответственно);
- введение баз данных потребителей, а также иные расходы, связанные с выполнением требований законодательства РФ о защите персональных данных - рост 1380% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 339 975 руб. в 2015 году до 4 692 206 руб. в 2016 году);
- IT-услуги рост на 186% по сравнению с фактическими расходами за 2014 год (с 5 046 485 руб. до 9 390 951 руб. соответственно) и на 154% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 (с 6 108 711 руб. до 9 390 951 руб. соответственно);
Услуги контрольного снятия показаний приборов учета юридическим лицам - рост на 179% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 171 064 руб. до 305 898 руб. соответственно) и на 124% по сравнению с фактическими расходами за 2014 год.
Вместе с тем, в части определения расходов на услуги по снятию показаний приборов учета считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э (далее - Методические указания N 703-э), в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения учитываются в том числе расходы на выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), в случаях, когда ГП является таким исполнителем, или обязанностей ресурсоснабжающей организации в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В соответствии с общими положениями Правил предоставления коммунальных услуг "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Согласно подпункту е(1) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг на исполнителя возложена обязанность по снятию показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверка состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета), не реже 1 раза в 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений обязаны вносить плату в адрес управляющей компании, и только при принятии специального решения на общем собрании - в адрес ресурсоснабжающей организации.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, а период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от них оплаты предоставленных им коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
С даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий.
Следовательно, регулирующему органу при установлении экономически обоснованных расходов на осуществление функций "исполнителя коммунальных услуг" необходимо было исходить из требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Расходы по статье "Снятие показаний" могли быть рассчитаны исходя из стоимости 1 снятия показаний приборов учета согласно представленному заключенному договору, количества счетов физических лиц и периодичности снятия показаний (1 раз в 6 месяцев), количества потребителей, в отношении которых у общества имеется предусмотренная законом обязанность по снятию показаний.
Однако в рамках экспертного заключения не отражена информация о заключенных ПАО "ТНС энерго Ярославль" договорах о предоставлении коммунальных услуг.
В связи с чем, сделать вывод об экономической обоснованности расходов на услуги по снятию показаний приборов учета, учтенных Департаментом в размере 305 898 рублей, без исследования вопроса о способе управления многоквартирными домами, не представляется возможным.
- расходы будущих периодов - рост 291% по сравнению с фактическими расходами за 2014 год (с 1 231 507 руб. до 3 583 737 руб. соответственно) и на 307% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 1 166 334 руб. в 2014 году до 3 583 737 руб. в 2016 году) (в том числе рост по расходам по данной статье, относимой на услуги гарантирующего поставщика населению, составил 293%), кроме того, в экспертном заключении отсутствует постатейная расшифровка данных расходов;
- транспортные услуги - рост на 143% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 119 197 руб. в 2015 году до 171 028 руб. в 2016 году);
- прибыль на нужды организации, в частности расходы на внедрение системы одновременного снятия приборов учета - рост на 931% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 20 000 000 руб. в 2015 году до 186 334 875 руб. в 2016 году);
- расходы на услуги PR (реклама), относимые на услуги гарантирующего поставщика населению - рост на 252% по сравнению с плановыми расходами, включенными в необходимую валовую выручку 2015 года (с 529 645 руб. до 1 334 914 руб.).
Вместе с тем, в части экономической обоснованности по статье "Расчет необходимой прибыли" также необходимо отметить, что в силу обеспечения принципов определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ, при определении необходимой валовой выручки учитываются расходы, необходимые для осуществления регулируемого вида деятельности. Расходы на проведение собрания акционеров, расходы на депозитарное обслуживание, расходы на членские взносы, расходы на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и т.п., расходы на подарки детям непосредственно с осуществлением деятельности гарантирующего поставщика не связаны.
Учитывая изложенное, план по данным расходам в размере 4 356 913 рублей не подлежит включению в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика. Вместе с тем, финансирование таких расходов может осуществляться за счет экономии расходов гарантирующего поставщика либо доходов, полученных от осуществления иных видов деятельности акционерного общества.
При определении расходов, относимых на услуги гарантирующего поставщика населению, Департаментом принято решение о включении величины расходов, превышающей предложение организации по следующим статьям затрат:
Согласно экспертному заключению расходы на обслуживание кредитов необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) определены Департаментом исходя из 1/2 прогнозной валовой выручки от продажи электрической энергии на 2015 год, рассчитанной ПАО "ТНС энерго Ярославль" и средней ставки рефинансирования на 2015 год, увеличенной на 4 процентных пункта, при этом в экспертном заключении отсутствует обоснование позиции Департамента об экономической обоснованности привлечения кредитных денежных средств в значительных размерах, не приводится анализ, в каком периоде были привлечены кредитные средства и на какие цели. Отсутствует обоснование наличия кассового разрыва.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования при расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, включая расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности).
Расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта.
В соответствии с пп. 11, 22 Методических указаний 703-э в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей на базовый период регулирования, которая определяется как произведение объема поставки электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования в соответствии со сводным прогнозным балансом на конечные цены (тарифы) для каждой группы потребителей, в базовом периоде регулирования.
Оплата участниками оптового рынка электрической энергии, в соответствии с пунктами 19, 20 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, осуществляется в следующем порядке:
не позднее 14-го числа расчетного периода оплачивается электрическая энергия, приобретенная по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед с 1-го по 9-е число расчетного периода, и в срок не позднее 28-го числа расчетного периода - электрическая энергия, приобретенная по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед с 10-го по 23-е число расчетного периода;
не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, оплачивается электрическая энергия, фактически приобретенная в расчетном периоде по договорам, обеспечивающим куплю-продажу электрической энергии.
Оплата мощности участниками оптового рынка осуществляется в следующем порядке:
до 30 процентов стоимости планового объема покупки мощности в расчетном периоде, определяемого в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, оплачивается равными долями не позднее 14-го и 28-го числа расчетного периода;
оплата мощности, фактически приобретенной в расчетном периоде, осуществляется не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В соответствии с п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, гарантирующие поставщики, если иное не установлено соглашением сторон, оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 81, 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442:
- граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости, потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
- исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости, поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
- покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Прочие потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Таким образом, для подтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, в том числе необходим анализ расчетов кассовых разрывов, в соответствии с вышеуказанными сроками и отражение его результатов в экспертном заключении.
Поскольку необходимость привлечения кредитных денежных средств возникает вследствие возникновения кассовых разрывов, расходы на обслуживание кредитных денежных средств не носят регулярного характера.
Таким образом, не подтверждена экономическая обоснованность включаемых затрат по статье "Обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей)" в размере 175 229 029 рублей.
Таким образом, анализ экспертного заключения показывает, что необходимая валовая выручка ПАО "ТНС энерго Ярославль", учтенная при установлении сбытовых надбавок на 2016 год, может учитывать необоснованные расходы, т.е. являться завышенной по сравнению с экономически обоснованным уровнем.
Учитывая изложенное, Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не были предприняты все необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение принципов баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также на определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и на учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчёта регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.
2. Отменить с 1 декабря 2016 года приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 526-ээ/сбн "Об установлении сбытовых надбавок публичному акционерному обществу "ТНС Энерго Ярославль" на территории Ярославской области на 2016 год".
3. Предписать Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 1 декабря 2016 года решение об установлении сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Ярославль", с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ПАО "ТНС энерго Ярославль".
4. Об исполнении настоящего приказа Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего# заверенные копии:
- решений Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- выписок из протоколов заседания Правления Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по результатам установления сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Ярославль" в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы В.Г. Королева.
Заместитель руководителя |
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2016 г. N 1674/16 "Об отмене приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 526-ээ/сбн "Об установлении сбытовых надбавок публичному акционерному обществу "ТНС Энерго Ярославль" на территории Ярославской области на 2016 год"
Текст приказа официально опубликован не был