В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, на основании заявления АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (АО "РНПК") области (исх. от 01.02.2016 N 904, вх. от 01.02.2016 peг. N 12060/16), рассмотрев разногласия между АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (далее - Заявитель, АО "РНПК", регулируемая организация) и Главным Управлением "Региональная Энергетическая Комиссия" Рязанской области (далее - РЭК, Респондент, орган регулирования) по постановлению РЭК от 17.12.2015 N 331 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", установлено следующее.
Тарифы на услуги технического водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
По статье "Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором" в части оказываемых услуг технического водоснабжения.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В представленных на разногласия заявлениях АО "РНПК" заявляет величину расходов по статье "Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором" в части оказываемых услуг технического водоснабжения в размере 226,64 тыс. руб.
В заявлении АО "РНПК" поясняет, что представляет работникам пакет социальных гарантий и компенсаций, направленных на обеспечение высокого уровня мотивации работников, сохранения их здоровья, формирование внутреннего имиджа и корпоративной культуры акционерного общества с учетом его социальной ответственности.
Расходы исключены органом регулирования из тарифной заявки АО "РНПК" в связи с недостаточной экономической обоснованностью.
Органом регулирования письмом от 30.09.2015 N ОГ-1560 у АО "РНПК" были запрошены сведения и документы, необходимые для расчета тарифов, в том числе расчет плановых расходов на 2016 год в целом по предприятию, а также подтверждающие распределение затрат между регулируемыми видами деятельности, то есть расчет расходов на социальные нужды по каждому регулируемому виду деятельности.
В ответ на запрос органа регулирования письмом АО "РНПК" от 20.10.2015 N 22-04-13844/15 были представлены расшифровка социальных расходов АО "РНПК" за 2014 год и копия коллективного договора ЗАО "РНПК" на 2013-2016 годы.
Расчет выплат социального характера со ссылкой на положения коллективного договора, с подолжностным перечнем работников, которым полагается данная выплата в 2016 году, регулируемой организацией представлен не был. В связи с чем у органа регулирования отсутствовали основания для определения экономической обоснованности предложенных АО "РНПК" на 2016 год расходов.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (далее - приказ от 31.10.2000 N 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом от 31.10.2000 N 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
ФАС России выявлено, что представленная регулируемой организацией учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта не отражают принципы ведения раздельного учёта, поскольку в плане счетов АО "РНПК" не закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности (В АО "РНПК" используется программный продукт с применением модуля "Контроллинг" на платформе системы SAP/R3, таким образом, что сбор, регистрация и обобщение информации о затратах организуется по местам их возникновения (МВЗ), разделение по субсчетам отсутствует).
С учётом неведения АО "РНПК" раздельного учёта в соответствии с приказом от 31.10.2000 N 94н, (а именно, не представляется возможным выделить долю затрат, относящуюся на соответствующий вид регулируемой деятельности, бухгалтерские балансы, представленные АО "РНПК" за 2014 и 2015 год отражают сведения по виду деятельности "Производство нефтепродуктов"), а также ввиду отсутствия в материалах дела, представленных АО "РНПК" в орган регулирования и в ФАС России, расчета выплат социального характера со ссылкой на положения коллективного договора, с подолжностным перечнем работников, которым полагается данная выплата в 2016 году, а также отсутствием документов, подтверждающих фактические расходы 2014 года (представлен расчёт фактических расходов по статье "Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором" АО "РНПК" за 2015 г. с приказами о списании долгов по договорам беспроцентного займа, которые не могут быть включены в тарифную составляющую), Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором" в части оказываемых услуг технического водоснабжения.
По статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в части оказываемых услуг технического водоснабжения.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования 40 в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Затраты по данной статье, обусловленные необходимостью технического обслуживания преобразователей регулятора частоты (ПРЧ), электроприводов задвижек на технических объектах, заявлены АО "РНПК" на уровне 622,59 тыс. руб.
Письмом ГУ РЭК от 30.09.2015 N ОГ-1560 у АО "РНПК" запрошены сведения и документы, необходимые для расчета тарифов, в том числе расчет плановых расходов на 2016 год в целом по предприятию, а также распределение между регулируемыми видами деятельности по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту".
В ответ на запрос органа регулирования письмом АО "РНПК" от 20.10.2015 N 22-04-13844/15 были представлены копии договоров по техническому обслуживанию наземного оборудования, прочего оборудования, прочих машин и оборудования согласно перечня, указанного в письме АО "РНПК" по данной статье разногласий.
Ввиду отсутствия в тарифном деле 2016 года копии заключенных договоров на предоставление указанных работ (услуг) на расчетный период регулирования (2016 год), копии счетов-фактур и платежных документов, копии актов приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) по заключенным договорам, а также копии документов, подтверждающих проведение при заключении прилагаемых договоров закупочных процедур, органом регулирования было принято решение учесть при установлении тарифов на техническую воду расходов на уровне плановых расходов АО "РНПК" 2015 года, увеличенных на индекс потребительских цен, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 150,36 тыс. руб.
В условиях отсутствия материалов, подтверждающих проведение при заключении прилагаемых договоров закупочных процедур, перечень работ по техническому обслуживанию в 2016 году, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в части оказываемых услуг технического водоснабжения, проанализировав динамику данных затрат в предыдущих периодах регулирования на основе представленных АО "РНПК" материалов, подтверждающих фактические расходы 2014 года в размере 541,19 тыс. руб. (а именно договоры на проведение технического обслуживания лабораторного оборудования и технический ремонт, протоколы закупочных процедур, счета-фактуры, акты выполненных работ за 2014 год), ФАС России считает подход органа регулирования, выраженный в увеличении плановых расходов АО "РНПК" 2015 года на индекс потребительских цен, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, некорректным и противоречащим принципам регулирования, так как Респондентом не анализировались фактические расходы регулируемой организации в предыдущие периоды регулирования и материалы, представленные на момент установления тарифов 2016 года.
Органом регулирования анализ представленных АО "РНПК" на тарифное регулирование 2016 года материалов по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в части оказываемых услуг технического водоснабжения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по данной статье затрат в предыдущих периодах регулирования), не проводился, в экспертном заключении Респондента отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту".
В условиях отсутствия у Респондента в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по учёту расходов по оспариваемой статье затрат "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" на экономически обоснованном уровне, органом регулирования нарушен пункт 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), в связи с чем требования по заявленной статье в части оказываемых услуг технического водоснабжения признаны частично экономически обоснованными. На основании чего органу регулирования необходимо провести анализ документов, представленных АО "РНПК" на момент установления тарифов на 2016-2018 гг., по оспариваемой статье затрат "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования и, в случае их надлежащего обоснования, учесть средства в необходимой валовой выручке АО "РНПК" в установленном порядке на 2016-2018 гг.
При этом в условиях неведения АО "РНПК" раздельного учёта в соответствии с приказом от 31.10.2000 N 94н, регулируемой организации необходимо представить в орган регулирования информацию о проценте распределения, доле затрат по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту", относящуюся на регулируемый вид деятельности - техническое водоснабжение.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии, приказываю:
1. Признать орган регулирования нарушившим пункт 40 Основ ценообразования и пункт 26 Правил регулирования тарифов при расчёте расходов АО "РНПК" по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в части оказываемых услуг технического водоснабжения.
2. Частично удовлетворить требования АО "РНПК", указанные в заявлении о разногласиях, связанные с установлением и применением цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения, с Главным Управлением "Региональная Энергетическая Комиссия" Рязанской области.
3. АО "РНПК" в срок до 05.12.2016 представить в Главное Управление "Региональная Энергетическая Комиссия" Рязанской области следующую информацию:
- процент распределения, долю затрат по статье "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту", относящуюся на регулируемый вид деятельности - техническое водоснабжение.
4. Предписать органу регулирования в срок до 15.12.2016 устранить нарушения, допущенные Главным Управлением "Региональная Энергетическая Комиссия" Рязанской области при установлении тарифов АО "РНПК" в части оказываемых услуг технического водоснабжения на 2016-2018 гг.:
- провести анализ материалов, в том числе предусмотренных пунктом 3 настоящего приказа, по статье затрат "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту" в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в части оказываемых услуг технического водоснабжения, и, в случае их надлежащего обоснования, пересмотреть ранее установленные тарифы на 2016-2018 гг., включив экономически обоснованные расходы АО "РНПК" по данной статье, с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
- при необходимости учесть средства, недополученные АО "РНПК" в 2016 году в результате расчёта, указанного в пункте 4 настоящего приказа, в необходимой валовой выручке АО "РНПК" на 2017 г.
5. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО "РНПК" (Заявление исх. от 01.02.2016 N 904, вх. от 01.02.2016 peг. N 12060/16).
6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3-4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 3-4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа регулирования, на котором принималось вышеуказанное решение;
- заключения экспертизы по результатам проверки материалов АО "РНПК" и проведения анализа органом регулирования в соответствии с пунктами 3-4 настоящего приказа для установления тарифов на услуги технического водоснабжения.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2016 г. N 1685/16 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (АО "РНПК") и Главным Управлением "Региональная Энергетическая Комиссия" Рязанской области"
Текст приказа официально опубликован не был