Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая информация о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях
При производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях в атмосферный воздух выбрасывается более 17 000 тыс. т/год загрязняющих веществ, из которых только 75,6% подвергаются очистке. На рисунке 1 представлен общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации в 2014 году.
Рисунок 1 - Общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации
По объемам выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на первом месте располагаются обрабатывающие производства (третья часть суммарного объема по России) - за счет металлургического производства. Другой крупный блок источников загрязнения атмосферного воздуха образуют предприятия по добыче полезных ископаемых (27,2%), в первую очередь предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. Значительные объемы выбросов в атмосферу характерны для предприятий топливно-энергетического комплекса, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии, а также с транспортированием по трубопроводам газа и продуктов его переработки. На рисунке 2 представлены соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности.
Рисунок 2 - Соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности
На рисунке 3 представлено количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году.
Рисунок 3 - Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году
Статистический инструментарий, предусматривающий федеральное статистическое наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха, устанавливает основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу: взвешенные вещества (2902), диоксид серы (330), оксид углерода (337), оксиды азота в пересчете на (301), углеводороды (415, 416) с учетом летучих органических соединений, исключая метан, а также специфические загрязняющие вещества, характерные для отдельных территорий, в том числе бенз(а)пирен (703), серная кислота (322), метан (410) и др.
В таблице 1 представлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007 - 2014 годах.
Таблица 1 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007 - 2014 годах (данные Росстата и Росприроднадзора)
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Общий объем выбросов, от стационарных источников и автомобильного транспорта, тыс. т/год, из них: |
35303,5 |
33691,7 |
32559,8 |
32220,4 |
32487,5 |
32309,2 |
31870,9 |
31073,5 |
|
- от стационарных источников, тыс. т/год |
20636,9 |
20103,3 |
19021,2 |
19115,6 |
19162,3 |
19630,3 |
18446,5 |
17451,9 |
|
- от автомобильного транспорта, тыс. т/год |
14666,6 |
13588,4 |
13538,6 |
13104,8 |
13325,2 |
12678,9 |
13424,4 |
13621,6 |
|
Общий объем выбросов от железнодорожного транспорта, тыс. т/год |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
140,0 |
159,5 |
192,5 |
154,2 |
|
Объем выбросов |
Всего, тыс. т/год |
4678,1 |
4644,1 |
4480,6 |
4497,9 |
4454,7 |
4415,4 |
4249,2 |
4113,3 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
4573,1 |
4534,1 |
4370,6 |
4385,3 |
4342,7 |
4340,9 |
4173,3 |
4036,3 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
105,0 |
110,0 |
110,0 |
112,6 |
112,0 |
74,5 |
75,9 |
77,0 |
|
Объем выбросов СО - углерод оксид (337) |
Всего, тыс. т/год |
17450,4 |
16259,5 |
15603,5 |
15341,7 |
15816,3 |
16092,9 |
15757,5 |
15493,0 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
6448,4 |
6091,5 |
5500,5 |
5565,1 |
5753,5 |
6001,8 |
5350,9 |
4938,4 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
11002,0 |
10168,0 |
10103,0 |
9776,6 |
10062,8 |
10091,1 |
10406,6 |
10554,6 |
|
Объем выбросов взвешенных веществ (2902) |
Всего, тыс. т/год |
2793,4 |
2757,2 |
2394,1 |
2435,0 |
2327,3 |
2273,1 |
2033,4 |
1947,4 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
2743,4 |
2704,2 |
2341,1 |
2381,2 |
2283,1 |
2249,4 |
2008,5 |
1922,2 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
50,0 |
53,0 |
53,0 |
53,8 |
44,2 |
23,7 |
24,9 |
25,3 |
|
Объем выбросов |
Всего, тыс. т/год |
н/д |
н/д |
н/д |
69,7 |
70,4 |
80,7 |
81,9 |
86,7 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
41,6 |
39,2 |
40,3 |
42,2 |
44,0 |
47,5 |
46,6 |
51,0 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
27,5 |
26,4 |
33,2 |
35,3 |
35,7 |
|
Объем выбросов |
Всего, тыс. т/год |
3635,8 |
3660,6 |
3561,5 |
3656,9 |
3561,9 |
3356,5 |
3333,3 |
3288,4 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
1732,8 |
1816,6 |
1730,5 |
1855,2 |
1880,0 |
1937,5 |
1874,2 |
1805,5 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
1903,0 |
1844,0 |
1831,0 |
1801,7 |
1681,9 |
1419,0 |
1459,1 |
1482,9 |
|
Объем выбросов НМ ЛОС |
Всего, тыс. т/год |
3447,6 |
2872,0 |
2913,0 |
2885,1 |
2966,6 |
2552,1 |
2823,8 |
2730,0 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
1908,6 |
1532,0 |
1546,0 |
1605,3 |
1622,8 |
1638,2 |
1455,8 |
1340,0 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
1539,0 |
1340,0 |
1367,0 |
1279,8 |
1343,8 |
913,9 |
1368,0 |
1390,0 |
|
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на душу населения, т/чел. |
0,247 |
0,236 |
0,228 |
0,226 |
0,227 |
0,225 |
0,222 |
0,212 |
|
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на единицу ВВП, т/млн руб. |
1,24 |
0,96 |
0,96 |
0,80 |
0,68 |
0,61 |
0,56 |
0,51 |
Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха может предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Развитие российского нормативно-правового поля осуществляется в соответствии с международными подходами (практиками) в области охраны атмосферного воздуха, в основе которых лежат принципы приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.
Правовые инструменты для реализации этих принципов включают:
- установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;
- государственную регистрацию новых загрязняющих и потенциально опасных веществ;
- получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;
- государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов и вредных физических воздействий и их источников.
Соответствующие требования определены применительно к различным стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к обращению с различными веществами (транспортирование и использование пестицидов и агрохимика-тов, озоноразрушающих веществ, опасных отходов, пылящих материалов и т.д.), к функционированию отдельных групп объектов (опасных производственных объектов, автомобильного и иного транспорта, объектов атомной энергетики).
Важнейшим инструментом охраны атмосферного воздуха является нормирование. В настоящее время в систему нормативов включены:
- предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух, отражающие предельно допустимый максимальный уровень, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
- предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, которые устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при которых вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух;
- технологические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения НДТ, с применением технологического показателя выброса;
- технические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;
- предельно допустимые (критические) нагрузки, являющиеся показателем воз действия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которых может привести к вредному воздействию на нее;
- предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
- временно согласованный выброс, представляющий собой временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (с 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ вместо временно согласованного выброса будет устанавливаться временно разрешенный выброс - показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса);
- гигиенический норматив качества атмосферного воздуха, представляющий собой критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. При этом в соответствии с мировой практикой в Российской Федерации устанавливают, как правило, два гигиенических норматива для вредных (загрязняющих) веществ: норматив, рассчитанный на короткий период воздействия вредных (загрязняющих) веществ (предельно допустимые максимально-разовые концентрации) и норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 ч, 1 сут, по некоторым веществам - 1 год);
- экологический норматив качества атмосферного воздуха, представляющий собой критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Несоответствие гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха прив
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.