Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая информация о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях
При производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях в атмосферный воздух выбрасывается более 17 000 тыс. т/год загрязняющих веществ, из которых только 75,6% подвергаются очистке. На рисунке 1 представлен общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации в 2014 году.
Рисунок 1 - Общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации
По объемам выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на первом месте располагаются обрабатывающие производства (третья часть суммарного объема по России) - за счет металлургического производства. Другой крупный блок источников загрязнения атмосферного воздуха образуют предприятия по добыче полезных ископаемых (27,2%), в первую очередь предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. Значительные объемы выбросов в атмосферу характерны для предприятий топливно-энергетического комплекса, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии, а также с транспортированием по трубопроводам газа и продуктов его переработки. На рисунке 2 представлены соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности.
Рисунок 2 - Соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности
На рисунке 3 представлено количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году.
Рисунок 3 - Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году
Статистический инструментарий, предусматривающий федеральное статистическое наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха, устанавливает основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу: взвешенные вещества (2902), диоксид серы (330), оксид углерода (337), оксиды азота в пересчете на (301), углеводороды (415, 416) с учетом летучих органических соединений, исключая метан, а также специфические загрязняющие вещества, характерные для отдельных территорий, в том числе бенз(а)пирен (703), серная кислота (322), метан (410) и др.
В таблице 1 представлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007 - 2014 годах.
Таблица 1 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007 - 2014 годах (данные Росстата и Росприроднадзора)
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Общий объем выбросов, от стационарных источников и автомобильного транспорта, тыс. т/год, из них: |
35303,5 |
33691,7 |
32559,8 |
32220,4 |
32487,5 |
32309,2 |
31870,9 |
31073,5 |
|
- от стационарных источников, тыс. т/год |
20636,9 |
20103,3 |
19021,2 |
19115,6 |
19162,3 |
19630,3 |
18446,5 |
17451,9 |
|
- от автомобильного транспорта, тыс. т/год |
14666,6 |
13588,4 |
13538,6 |
13104,8 |
13325,2 |
12678,9 |
13424,4 |
13621,6 |
|
Общий объем выбросов от железнодорожного транспорта, тыс. т/год |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
140,0 |
159,5 |
192,5 |
154,2 |
|
Объем выбросов - сера диоксид (ангидрид сернистый) (330) |
Всего, тыс. т/год |
4678,1 |
4644,1 |
4480,6 |
4497,9 |
4454,7 |
4415,4 |
4249,2 |
4113,3 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
4573,1 |
4534,1 |
4370,6 |
4385,3 |
4342,7 |
4340,9 |
4173,3 |
4036,3 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
105,0 |
110,0 |
110,0 |
112,6 |
112,0 |
74,5 |
75,9 |
77,0 |
|
Объем выбросов СО - углерод оксид (337) |
Всего, тыс. т/год |
17450,4 |
16259,5 |
15603,5 |
15341,7 |
15816,3 |
16092,9 |
15757,5 |
15493,0 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
6448,4 |
6091,5 |
5500,5 |
5565,1 |
5753,5 |
6001,8 |
5350,9 |
4938,4 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
11002,0 |
10168,0 |
10103,0 |
9776,6 |
10062,8 |
10091,1 |
10406,6 |
10554,6 |
|
Объем выбросов взвешенных веществ (2902) |
Всего, тыс. т/год |
2793,4 |
2757,2 |
2394,1 |
2435,0 |
2327,3 |
2273,1 |
2033,4 |
1947,4 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
2743,4 |
2704,2 |
2341,1 |
2381,2 |
2283,1 |
2249,4 |
2008,5 |
1922,2 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
50,0 |
53,0 |
53,0 |
53,8 |
44,2 |
23,7 |
24,9 |
25,3 |
|
Объем выбросов - аммиак (303) |
Всего, тыс. т/год |
н/д |
н/д |
н/д |
69,7 |
70,4 |
80,7 |
81,9 |
86,7 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
41,6 |
39,2 |
40,3 |
42,2 |
44,0 |
47,5 |
46,6 |
51,0 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
27,5 |
26,4 |
33,2 |
35,3 |
35,7 |
|
Объем выбросов (в пересчете на - диоксид азота (301) |
Всего, тыс. т/год |
3635,8 |
3660,6 |
3561,5 |
3656,9 |
3561,9 |
3356,5 |
3333,3 |
3288,4 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
1732,8 |
1816,6 |
1730,5 |
1855,2 |
1880,0 |
1937,5 |
1874,2 |
1805,5 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
1903,0 |
1844,0 |
1831,0 |
1801,7 |
1681,9 |
1419,0 |
1459,1 |
1482,9 |
|
Объем выбросов НМ ЛОС |
Всего, тыс. т/год |
3447,6 |
2872,0 |
2913,0 |
2885,1 |
2966,6 |
2552,1 |
2823,8 |
2730,0 |
От стационарных источников, тыс. т/год |
1908,6 |
1532,0 |
1546,0 |
1605,3 |
1622,8 |
1638,2 |
1455,8 |
1340,0 |
|
От автомобильного транспорта, тыс. т/год |
1539,0 |
1340,0 |
1367,0 |
1279,8 |
1343,8 |
913,9 |
1368,0 |
1390,0 |
|
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на душу населения, т/чел. |
0,247 |
0,236 |
0,228 |
0,226 |
0,227 |
0,225 |
0,222 |
0,212 |
|
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на единицу ВВП, т/млн руб. |
1,24 |
0,96 |
0,96 |
0,80 |
0,68 |
0,61 |
0,56 |
0,51 |
Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха может предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Развитие российского нормативно-правового поля осуществляется в соответствии с международными подходами (практиками) в области охраны атмосферного воздуха, в основе которых лежат принципы приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.
Правовые инструменты для реализации этих принципов включают:
- установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;
- государственную регистрацию новых загрязняющих и потенциально опасных веществ;
- получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;
- государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов и вредных физических воздействий и их источников.
Соответствующие требования определены применительно к различным стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к обращению с различными веществами (транспортирование и использование пестицидов и агрохимика-тов, озоноразрушающих веществ, опасных отходов, пылящих материалов и т.д.), к функционированию отдельных групп объектов (опасных производственных объектов, автомобильного и иного транспорта, объектов атомной энергетики).
Важнейшим инструментом охраны атмосферного воздуха является нормирование. В настоящее время в систему нормативов включены:
- предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух, отражающие предельно допустимый максимальный уровень, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
- предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, которые устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при которых вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух;
- технологические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения НДТ, с применением технологического показателя выброса;
- технические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;
- предельно допустимые (критические) нагрузки, являющиеся показателем воз действия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которых может привести к вредному воздействию на нее;
- предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
- временно согласованный выброс, представляющий собой временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (с 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ вместо временно согласованного выброса будет устанавливаться временно разрешенный выброс - показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса);
- гигиенический норматив качества атмосферного воздуха, представляющий собой критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. При этом в соответствии с мировой практикой в Российской Федерации устанавливают, как правило, два гигиенических норматива для вредных (загрязняющих) веществ: норматив, рассчитанный на короткий период воздействия вредных (загрязняющих) веществ (предельно допустимые максимально-разовые концентрации) и норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 ч, 1 сут, по некоторым веществам - 1 год);
- экологический норматив качества атмосферного воздуха, представляющий собой критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Несоответствие гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха приводит к нарушению его физических, химических и биологических свойств в совокупности, т.е. нарушение качества атмосферного воздуха в результате изменения состава его основных компонентов.
Таким образом, основными критериями определения качества атмосферного воздуха являются гигиенические и экологические нормативы его качества, которые устанавливаются в целях определения безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты. Эти критерии предназначены для отражения предельно допустимого содержания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствуют либо вредное воздействие на организм человека (гигиенический норматив качества атмосферного воздуха), либо вредное воздействие на окружающую среду (экологический норматив качества атмосферного воздуха).
В целях снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или предотвращения их образования на предприятиях используют специальные технологии, процессы или устройства для очистки газа и (или) его вовлечения в технологический процесс (в настоящем справочнике НДТ не рассматриваются), а также первичные мероприятия по предотвращению образования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух используют различные сооружения, оборудование, аппаратуру, рассмотрение которых является предметом настоящего справочника НДТ. При этом используют такой показатель, как степень очистки газа (ндп. эффективность очистки газа), представляющий собой отношение массы извлеченного из газа или прореагировавшего загрязняющего вещества к массе загрязняющего вещества, присутствующего в газе до очистки [ГОСТ 17.2.1.04-77].
Также в целях обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух применяют метод улучшения рассеивания выбрасываемых вредных веществ в атмосферном воздухе за счет оптимизации характеристик устройств отведения газа и конструкций источников выбросов: обычно применяют увеличение высоты труб до 100 - 150 м для обеспечения хорошего разбавления примесей при достижении поверхности земли за счет рассеивания в атмосфере при переносе загрязняющих веществ ветром.
Повышение температуры выбрасываемых газов увеличивает разность плотностей их и окружающего воздуха, а следовательно, подъемную силу и вертикальную скорость выбросов. Это способствует их подъему на большую высоту, рассеиванию на увеличенном пространстве, снижению приземных концентраций примесей. Такое же влияние оказывают высота трубы и количество выбрасываемых в единицу времени объемов газов. Вертикальные потоки оказывают решающее влияние на рассеивание в условиях безветрия.
В большинстве случаев при проектировании промышленных предприятий методы очистки газа и улучшения рассеивания применяют комплексно. При этом, как показала практика, применения только одного метода (увеличение высоты труб) в ряде случаев недостаточно для соблюдения требований законодательства к качеству атмосферного воздуха или экономически нецелесообразно.
Общий объем выбросов от стационарных источников в Российской Федерации в целом продолжает сокращаться. Однако в ряде федеральных округов (Северо-Западный, Южный, Дальневосточный, Центральный) объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников с 2007 года практически не уменьшается.
Одним из наиболее перспективных экономических инструментов ограничения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляется внедрение системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на принципах НДТ и предусматривающей использование технологических показателей выброса, представляющих собой показатель концентрации вредного (загрязняющего) вещества, объема или массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующих технологические процессы и оборудование.
В контексте настоящего справочника НДТ следует учитывать, что технологические подходы к очистке выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, применяемые в Российской Федерации, не только не отличаются от подходов, внедренных за рубежом, но в отдельных случаях имеют более высокую экологическую эффективность и экономическую целесообразность. Многие НДТ, разработанные и используемые в государствах - членах ЕС, уже успешно применяются на предприятиях Российской Федерации.
Настоящий справочник НДТ создает информационно-техническую основу для внедрения системы нормирования и стандартизации на основе НДТ, стимулирует предприятия Российской Федерации к снижению уровня антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Его необходимо использовать при выборе и внедрении хорошо зарекомендовавших себя на отечественном рынке техники и технологических решений для очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, способствуя импортозамещению в рассматриваемой сфере деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.