Кодекс Алиментариус
Кодекс практики для хранения и транспортировки наливом пищевых жиров и масел
(CAC/RCP 36-1987)*
См. перечень международных пищевых стандартов (Кодекс Алиментариус)
1. Сфера применения
Настоящий кодекс практики применяется к процессам обращения, хранения и транспортировки наливом всех неочищенных или обработанных пищевых жиров и масел.
2. Введение
2.1. Общая информация
Во время операций, регулируемых настоящим Кодексом, масла и жиры могут быть подвержены трем типам ухудшения качества. Подверженность масел и жиров ухудшению качества зависит от многих факторов, включая вид масла или жира, степень очистки и наличие примесей. Это необходимо учитывать при хранении и транспортировке масла.
2.1.1. Окисление
Контакт масел и жиров с кислородом, присутствующим в атмосфере, вызывает химические изменения продукта, снижающие его качество. Некоторые последствия окисления могут быть устранены на заводе по рафинированию масел в ходе особой переработки, которая связана с дополнительными расходами. Однако последствия могут быть настолько серьезными, что их устранение становится невозможным.
Важно уменьшить контакт с воздухом, и именно данный принцип является основой ряда рекомендаций. Окисление происходит быстрее с повышением температуры, поэтому все операции должны проводиться при минимально возможной температуре. Степень окисления существенно возрастает при каталитическом действии меди и ее сплавов, даже при ничтожно малом их количестве (ppm). В силу этого медь и ее сплавы должны быть строго исключены из всех систем. Другие металлы, такие как железо, также обладают каталитическим эффектом, но меньшим по сравнению с медью.
2.1.2. Гидролиз
Разложение жиров до жирных кислот происходит в присутствии воды, особенно при высоких температурах. Гидролиз также осуществляется в ходе деятельности некоторых микроорганизмов. Резервуары, в которых масла хранятся и транспортируются, всегда должны быть очищены и высушены перед использованием.
2.1.3. Контаминация
Нежелательная контаминация может происходить от остатков материалов, ранее обрабатывавшихся конкретным оборудованием, а также грязи, дождя, морской воды или ввиду случайного добавления другого продукта. В складских помещениях и судах особая трудность может возникнуть с обеспечением чистоты кранов и трубопроводов, в особенности в тех случаях, когда они являются общими для нескольких резервуаров. Контаминации можно избежать посредством надлежащего проектирования систем, соответствующих процедур очистки и эффективной системы контроля, а на судах путем перевозки масел в раздельных системах резервуаров, перевозимые грузы в которых включены в Список разрешенных предшествующих грузов, приведенный в Дополнении 2 к настоящему Кодексу.
Контаминации также можно избежать, отказавшись от резервуаров, в которых ранее содержались грузы, включенные в Список запрещенных предшествующих грузов, приведенный в Дополнении 3 к настоящему Кодексу.
Использование резервуаров, в которых ранее перевозились грузы, не включенные в Списки разрешенных или запрещенных грузов, возможно только с согласия уполномоченных органов страны-импортера.
До тех пор пока списки не будут завершены, практикующие специалисты могут ориентироваться на списки и данные, указанные в Списке литературы в Дополнении 4.
При определении того, отвечает ли вещество требованиям к предыдущему грузу, уполномоченные органы должны учитывать следующие критерии:
1 |
Вещество транспортируется/хранится в надлежащим образом сконструированной системе с соответствующим режимом очистки, включая контроль за эффективностью очистки пространства между грузами с последующим обследованием и подготовкой отчета. |
2 |
Остатки веществ в последующих грузах жиров или масел не должны оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека. ADI (или TDI) вещества должна превышать либо должна быть равной 0,1 мг/кг живого веса в день. Вещества, для которых не существует количественного ADI (или TDI), должны быть рассчитаны индивидуально. |
3 |
Вещества не должны быть аллергенными или не должны содержать известные пищевые аллергены, кроме случаев, когда установленный пищевой аллерген был удален при последующей обработке жира или масла для предусмотренного вида применения. |
4 |
Многие вещества не вступают в реакцию с пищевыми жирами и маслами при нормальных условиях перевозки и хранения. Однако если вещества вступают в реакцию с пищевыми жирами и маслами, то все продукты реакции должны соответствовать критериям 2 и 3. |
3. Хранение и транспортировка
3.1. Резервуары
3.1.1. Наземные резервуары для хранения
Наиболее подходящим является вертикальный резервуар с круговым сечением и самостоятельной фиксированной крышей, предпочтительно конической формы. По возможности предпочтительны высокие, узкие резервуары для минимизации удельной площади содержимого и тем самым минимизации соприкосновения масел или жиров с воздухом и содержащимся в нем кислородом. Дно резервуара должно быть коническим или скошенным (со сливом) для улучшения слива.
Все отверстия, такие как люки, входные и выходные отверстия, сливные отверстия и т.д. должны быть изготовлены таким образом, чтобы они могли быть надежно закрыты и/или запечатаны.
Для каждой конструкции необходимо соотносить общий объем хранения, размер и число резервуаров с объемом потребления, скоростью оборачиваемости, ассортиментом обрабатываемой продукции и т.д.
3.1.2. Судовые резервуары
Экономика транспортировки наливных грузов требует, чтобы на одном судне можно было перевозить различные грузы, а объемы резервуаров в целом находились в пределах от 200 до 2500 тонн.
Судовые резервуары отличаются от наземных, их разделение достигается путем применения индивидуальных насосов и систем трубопровода в отношении каждого резервуара.
Резервуары из мягкой низкоуглеродистой стали должны предпочтительно иметь покрытие для предотвращения коррозии стали под воздействием груза. Покрытие должно быть одобрено для соприкосновения с пищевым продуктом. Существующая тенденция к использованию резервуаров из нержавеющей стали приводит к отмене необходимости в покрытиях для резервуаров.
Повреждение покрытий может быть вызвано абразивами или применением несоответствующих методов очистки, приводящих к локальной коррозии. Резервуары должны всегда проходить проверку до их загрузки маслами или жирами, а также при необходимости должно восстанавливаться покрытие.
Торговые суда обычно классифицируются следующим образом:
(а) Комбинированные суда-танкеры:
Суда вместимостью от 15 000 до 40 000 тонн, они имеют различное число резервуаров разного объема, обычно соединенных между собой кранами. Они лучше всего подходят для перевозки больших объемов масла одного вида, когда они могут быть быстро загружены при открытых кранах, а груз можно легко разместить на судне.
(b) Парцельные танкеры:
Более высокотехнологичные судна вместимостью в основном от 15 000 до 40 000 тонн, предназначенные для перевозки различных, полностью отделенных друг от друга наливных грузов. Каждый резервуар может иметь одно из ряда внутренних покрытий, подходящих под определенный вид груза и каждый резервуар, или небольшая группа резервуаров может иметь индивидуально определенную систему насосов и трубопроводов.
(с) Каботажные судна:
Виды судов, описанные выше, предназначены для океанских перевозок и обслуживания крупных портов погрузки и разгрузки. Кроме того, существуют каботажные суда меньших размеров, в основном от 750 до 3 000 тонн, для перевозок на небольшие расстояния. Они также часто применяются для осуществления перевалки из океанских судов.
(d) Контейнерные суда:
Как следует из названия, целью данных судов является транспортировка контейнеров одинаковых размеров для упрощения погрузки. Они курсируют между контейнерными терминалами, при этом сами контейнеры могут быть загружены и разгружены в любой точке, часто внутренней, подходящей для груза и заинтересованных сторон.
3.1.3. Автомобильные и железнодорожные цистерны, контейнеры для перевозки жидких грузов (ISO контейнеры для жидких грузов)
Автомобильные и железнодорожные цистерны, контейнеры для перевозки жидких грузов (ISO контейнеры для жидких грузов) используются для наземных перевозок масел и жиров. В том случае, когда масла и жиры полностью рафинированы и дезодорированы для непосредственного потребления человеком, резервуар должен быть изготовлен из обычной нержавеющей стали или мягкой низкоуглеродистой стали, покрытой эпоксидной смолой.
3.1.4. Материалы
(а) Все материалы, используемые в конструкции резервуаров и вспомогательного оборудования (включая нагревательное оборудование), должны быть инертны в отношении масел и жиров и должны подходить для использования в контакте с пищевыми продуктами.
(b) Нержавеющая сталь является предпочтительным металлом для использования в конструкции резервуаров. В особенности резервуары из нержавеющей стали рекомендованы для хранения и транспортировки полностью рафинированных масел и жиров. Резервуары из мягкой низкоуглеродистой стали предпочтительно должны быть покрыты изнутри инертным материалом, например, фенольной эпоксидной смолой. Подтверждение пригодности данных материалов для использования в контакте с пищевыми продуктами, в частности, с маслами и жирами, должно быть получено от производителей покрытий. Также для резервуаров из мягкой углеродистой стали пригодны покрытия из силиката цинка, однако следует иметь в виду, что при использовании данного покрытия при перевозке неочищенных масел и жиров с высоким содержанием жирных кислот возможно ухудшение его качества.
Перед применением покрытия металл должен быть подвергнут пескоструйной обработке до блеска (ISO 8501-1:1988) или эквивалентной обработке. Следует иметь в виду, что разные покрытия имеют различные ограничения по температуре, которые необходимо соблюдать особенно при очистке резервуаров (например, температурные ограничения могут исключать обработку перегретым паром при очистке).
(с) Не подлежат использованию в конструкциях для хранения и перевозки на судах, в автомобильных/железнодорожных цистернах медь и ее сплавы, такие, как латунь, бронза и пушечная бронза, в тех деталях, которые находятся в непосредственном соприкосновении с маслами или жирами, таких как трубы, патрубки, уплотнители, краны, нагревательные спирали, фильтры, насосы, температурные датчики или системы отбора образцов. Запрещается использовать термометры, содержащие ртуть.
Следует избегать стеклянной посуды и оборудования в случаях, когда разбитое стекло может привести к контаминации.
3.1.5. Нагревательные системы - Резервуары
Все резервуары для перевозки твердых, полутвердых жиров, а также масел и жиров высокой вязкости должны быть оборудованы нагревательными системами (см. Раздел 3.1.7.) для обеспечения перевода продукта в жидкое гомогенное состояние для перегрузки и выгрузки. Нагревательные спирали должны быть произведены из нержавеющей стали. Неприемлемы нагревательные спирали из сплавов с содержанием меди.
Необходимо учитывать конструкцию, устройство и процедуры применения нагревательных систем для предотвращения контаминации и порчи масла. Допустимыми являются следующие нагревательные устройства:
(а) Оголенные горячие трубопроводы
Нагревание с помощью горячей воды (около 80°С), циркулирующей через спираль, является предпочтительным, поскольку с меньшей вероятностью вызывает локальное перегревание. Спирали могут иметь систему самодренажа или могут иметь механический либо вакуумный насос.
(b) Оголенные паропроводы
Также применяется нагревание с помощью пара под давлением до 150 кПа (1,5 Бар) (температура 127°С). Спирали могут иметь систему самодренажа или могут иметь механический либо вакуумный насос.
Нагревательные спирали должны располагаться на опорах на расстоянии около 7,5 см (3") над основанием резервуара. Некоторые специалисты предпочитают опоры высотой 15 см (6") или 30 см (12") (для облегчения процесса очистки и для улучшения теплопередачи). Необходимы также вертикальные катушки v-образной формы или боковые нагревательные спирали, встроенные в стенки резервуара. Для плавления жира необходима площадь, охватываемая обмоткой, около 0,1 на тонну объема резервуара, для нагревания - 0,05 на тонну объема резервуара. Общая длина спирали обычно разделяется на две или более независимых спирали, длина которых обеспечивает отсутствие избыточного скопления конденсата пара.
(c) Внешние теплообменники
Они обеспечивают равномерное нагревание и могут быть использованы как альтернатива другим нагревательным системам в случае, если необходимо поддерживать продукт в жидком состоянии, пригодном к перекачиванию.
Внешние теплообменники должны соответствовать требованиям, общим для всех нагревательных систем, с учетом конструкции и устройства, таким как предотвращение контаминации или порчи масла. Должны существовать процедуры по выявлению случаев утечки.
Несмотря на то, что водяные и паровые нагревательные системы являются предпочтительными, после оценки риска и безопасности, а также после проведения процедур проверки могут быть использованы другие системы. По требованию компетентных органов необходимо представлять свидетельства надлежащей оценки условий и безопасного использования применяемых нагревательных систем.
3.1.6. Нагревательное оборудование - автомобильные и железнодорожные цистерны и контейнеры для жидких грузов (ISO)
Для твердых и полутвердых жиров, а также масел высокой вязкости автомобильные и железнодорожные цистерны и контейнеры для жидких грузов (ISO) должны быть оснащены внутренними нагревательными спиралями из нержавеющей стали, которые могут быть подключены к источникам горячей воды или пара под низким давлением (до 150 кПа (1,5 Бар))
3.1.7. Изоляция резервуаров для хранения, а также автомобильных/железнодорожных цистерн и контейнеров для жидких грузов
Резервуары для хранения, цистерны и контейнеры предпочтительно должны быть изолированы, особенно при эксплуатации в умеренном и холодном климате. Изоляция обычно монтируется снаружи и должна быть разработана таким образом, чтобы не абсорбировать масло или воду. Изолирующий материал должен быть непроницаем для масел и воды.
3.1.8. Контроль температуры
Все суда и резервуары для хранения, оснащенные нагревательными системами, должны быть оборудованы температурными датчиками и устройствами контроля для предотвращения перегрева масла в резервуаре и коммуникациях. Термометры должны быть установлены в надлежащих местах вдали от нагревательных спиралей. Полезно использовать термометры с автоматической регистрацией данных для получения информации о регулировке температуры. Регистратор должен быть помещен на заметном месте, например, в кабинете управляющего или в рубке корабля.
3.1.9. Защита от аэрации
Трубы и соединительные патрубки должны быть спроектированы таким образом, чтобы не допускать смешения с воздухом. Заполнение резервуара может осуществляться со дна и сверху, через трубу, доходящую до дна резервуара, во избежание каскадного движения и предотвращения аэрации. Очищать трубы, ведущие к резервуару, предпочтительно с помощью скребков и/или инертного газа. Однако если используется воздух, должны быть приняты меры для предотвращения проникновения воздуха в масло, находящееся внутри резервуара.
3.1.10. Защита с помощью инертного газа
Суда и резервуары, используемые для хранения высококачественных продуктов либо долговременного хранения, должны по возможности быть оснащены оборудованием для барботажа и наслаивания инертного газа необходимой степени чистоты.
3.2. Трубопроводы
3.2.1. Материалы
Мягкая низкоуглеродистая сталь допустима для всех нерафинированных и частично рафинированных масел и жиров, однако предпочтительным материалом является нержавеющая сталь. Для полностью рафинированных продуктов должны быть использованы трубопроводы из нержавеющей стали (см. также п. 3.1.4 с).
3.2.2. Гибкие шланги
Все гибкие шланги, используемые для соединения трубопроводов при загрузке и выгрузке, должны состоять из инертных материалов и должны быть соответствующим образом укреплены, а их длина не должна затруднять очистку. Концы шлангов должны быть закрыты, когда они не используются. Соединительные муфты должны состоять из нержавеющей стали или других инертных материалов.
3.2.3. Изоляция и нагревание
В умеренном и холодном климате трубопроводы, используемые для масел и жиров, которые могут затвердевать при температуре окружающей среды, должны быть по возможности термоизолированы и обеспечены отоплением, например, с помощью паропроводов или ленточного электрического нагревателя.
4. Эксплуатация
4.1. Загрузка и разгрузка
4.1.1. Подогрев
Перед подачей твердые и полутвердые жиры, а также масла и жиры высокой вязкости, содержащиеся в резервуарах для хранения, береговых, судовых резервуарах, а также автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть медленно нагреты до жидкого и полностью гомогенного состояния. Подогрев должен быть начат за достаточный промежуток времени, рассчитанный для достижения требуемой температуры перекачки, чтобы за 24 часа масло не нагревалось больше чем на 5°С. Если для нагревания используется пар, то давление пара не должно превышать 150 кПа (1,5 Бар) во избежание локального перегрева. Спирали должны быть полностью погружены в продукт до того, как начнется подогрев.
4.1.2. Температурный режим в процессе хранения и транспортировки
Для предотвращения избыточной кристаллизации и затвердевания при кратковременном хранении и транспортировке температура в резервуарах с маслом должна соответствовать диапазонам, указанным в Таблице 1.
Температурный диапазон применим к нерафинированным и к рафинированным маслам данного вида.
Указанные температурные режимы определяются необходимостью минимизировать порчу масел или жиров. Может наблюдаться кристаллизация, но не в такой степени, чтобы понадобилось длительное нагревание перед выгрузкой. Таким образом, для достижения температуры, достаточной для перегрузки, пальмовое масло, содержащееся при температуре 32 - 40°С, потребует нагревания в течение трех дней при скорости нагрева, равной 5°С за 24 часа. Длительное хранение всех жидких масел должно осуществляться при температуре окружающей среды при полностью выключенных нагревательных системах. Если масло затвердело, первичный нагрев должен производиться с большой осторожностью, чтобы не допустить локального перегревания.
4.1.3. Температурный режим при загрузке и выгрузке
Перед подачей различные виды масел должны быть нагреты до температуры, указанной в Таблице 1.
Для легкоплавких видов температура должна быть ниже, для тугоплавких - выше. Указанный температурный диапазон применим к нерафинированным и к рафинированным маслам данного вида.
Температура при загрузке и выгрузке вычисляется как среднее значение измерений, полученных около вершины, в центре и около дна резервуара. Измерения производятся на расстоянии не менее 30 см от нагревательных спиралей.
При низких температурах окружающей среды температура нагнетания должна соответствовать максимальному значению указанного в Таблице 1 диапазона, для предотвращения закупорки неподогреваемых трубопроводов.
4.1.4. Последовательность процедур при погрузке и выгрузке
Различные виды и классы масел должны содержаться раздельно; следует особенно избегать смешивания "нового" и "старого" масла из соображений степени окисления. Предпочтительно перекачивать различные виды и классы масел по раздельным трубопроводам.
В том случае, когда по одной и той же системе труб перекачиваются различные продукты, перед загрузкой разных продуктов система должна быть полностью очищена. Порядок загрузки и выгрузки должен быть тщательно разработан с целью минимизации ухудшения качества.
Необходимо следовать следующим принципам:
- Полностью рафинированные масла перед частично рафинированными.
- Частично рафинированные масла перед нерафинированными.
- Пищевые масла перед техническими сортами.
- В последнюю очередь должна производиться погрузка жирных кислот и кислых масел.
- Следует соблюдать особую осторожность для предотвращения смешивания масел, содержащих лауриновую кислоту, и не содержащих ее.
4.1.5. Первая перекачка каждого продукта должна по возможности быть собрана в отдельный резервуар для проверки качества.
4.2. Очистка
В дополнение к вышесказанному, особенно тщательно необходимо проводить очистку и контроль полного удаления остатков в случае, если резервуары ранее использовались для непищевых материалов.
В случае если для очистки используется пар или вода, система должна быть полностью осушена до закачки масла. Каждая конструкция для хранения должна быть оснащена системой очистки труб с помощью скребков. При использовании детергентов или щелочей все поверхности, обработанные ими, должны быть затем тщательно промыты чистой водой для удаления всех остатков.
4.3. Обслуживание
Должно проводиться регулярное обслуживание, желательно в рамках хорошо спланированной программы по обслуживанию. Она должна включать проверку функционирования и точности регуляторов давления пара; всех кранов подачи пара и конденсатоотводчиков; термометров, термостатов, регистрирующих термометров, приборов для измерения массы и любых других измерительных приборов; терморегулируемых насосов на предмет утечки; целостности покрытия резервуаров; шлангов (внешних и внутренних), резервуаров и дополнительного оборудования.
4.4. Прочее
Трубопроводы и резервуары для хранения должны быть четко промаркированы для однозначной идентификации.
Такие условия, как чистота резервуаров для хранения, автоцистерн, судовых резервуаров и трубопроводов, должны контролироваться квалифицированным инспектором перед каждой загрузкой и выгрузкой масла с составлением письменных отчетов.
Получатель груза может пожелать получить осадок из резервуара отдельно от основной массы продукта.
Должен быть представлен отчет о нагревании продукта при транспортировке.
Пробы, отобранные при отгрузке, надлежащим образом промаркированные и запечатанные, должны быть доставлены согласно условиям контракта.
Информация о трех предыдущих грузах, транспортировавшихся в судовом резервуаре, должна быть предоставлена фрахтователю, а все отчеты должны быть доступны всем заинтересованным сторонам. Обеспечительные условия должны быть частью всех контрактов о транспортировке. Кроме того, органы власти также могут затребовать детальную информацию о предыдущих грузах.
_____________________________
* CODE OF PRACTICE FOR THE STORAGE AND TRANSPORT OF EDIBLE FATS AND OILS IN BULK (CAC/RCP 36 - 1987). Принят в 1987 г. Пересмотрен 1999, 2001, 2005, 2011, 2013 и 2015 гг.
Дополнение I
Таблица 1
Температуры в период хранения, транспортировки, погрузки и выгрузки
|
Хранение и транспортировка наливом |
Погрузка и выгрузка |
||
Масло или жир |
Мин °С |
Макс °С |
Мин °С |
Макс °С |
Касторовое масло |
20 |
25 |
30 |
35 |
Кокосовое масло |
27 |
32 |
40 (1) |
45 (1) |
Хлопковое масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
20 |
25 (4) |
Рыбий жир |
20 |
25 |
25 |
30 |
Масло из виноградных косточек |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Арахисовое масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
20 |
25 (4) |
Гидрогенизированные масла |
Различная |
- |
Различная |
- (2) |
Масло ореха бассия |
38 |
41 |
50 |
55 |
Свиное сало |
40 |
45 |
50 |
55 |
Льняное масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Кукурузное масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Оливковое масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Пальмовое масло |
32 |
40 |
50 |
55 |
Пальмовый олеин |
25 |
30 |
32 |
35 |
Пальмовый стеарин |
40 |
45 |
60 |
70 (3) |
Пальмоядровое масло |
27 |
32 |
40 (1) |
45 (1) |
Пальмоядровый олеин |
25 |
30 |
30 |
35 |
Пальмоядровый стеарин |
32 |
38 |
40 |
45 |
Рапсовое масло/рапсовое масло с низким содержанием эруковой кислоты |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Сафлоровое масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Кунжутное масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
20 (4) |
Масло ореха ши |
38 |
41 |
50 |
55 |
Соевое масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
20 |
25 (4) |
Подсолнечное масло |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
10 |
25 (4) |
Говяжий или бараний жир (для рейсов длительностью 10 дней или менее) |
Температура окружающей среды |
Температура окружающей среды |
55 |
65 |
Говяжий или бараний жир (для рейсов длительностью более 10 дней) |
35 |
45 |
55 |
65 |
Примечания
(1) В условиях теплого климата температуры погрузки и выгрузки кокосового и пальмоядрового масел составляют мин. 30°С, макс. 39°С или температуру окружающей среды.
(2) Гидрогенизированные масла могут сильно различаться по своей температуре плавления, о чем должна быть предоставлена информация. Рекомендуется в течение транспортировки поддерживать температуру в районе заявленной температуры плавления и поднимать ее на 10 - 15°С выше температуры плавления перед выгрузкой для обеспечения легкого выкачивания.
(3) Различные сорта пальмового стеарина могут иметь различные температуры плавления, в связи с чем приведенные температуры могут нуждаться в корректировке в соответствии с конкретными условиями.
(4) Считается, что в некоторых случаях температура окружающей среды может превышать рекомендованные максимальные значения, приведенные в Таблице.
Дополнение 2
Список
допустимых предшествующих грузов
Примечания
(1) При невозможности транспортировать пищевые жиры и масла наливом в резервуарах, предназначенных только для пищевых продуктов, возможность контаминации снижается посредством транспортировки в танкерах, перевозивших грузы, включенные в нижеприведенный список. Применение данного списка должно совмещаться с надлежащей конструкцией системы; должными процедурами очистки и эффективными процедурами проверки (см. Раздел 2.1.3. настоящего Кодекса).
(2) Грузы, не включенные в список, являются допустимыми только в случае одобрения со стороны компетентных органов страны-импортера (см. Раздел 2.1.3 настоящего Кодекса).
(3) Нижеприведенный список не является окончательным и подлежит пересмотру и доработке с учетом научного и технического развития. При рассмотрении дополнительных веществ как допустимых для включения в список они могут быть включены после надлежащей оценки риска. Подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- Токсикологические характеристики, включая генотоксические и канцерогенные свойства (расчет может проводиться на основании заключения JECFA или других признанных органов);
- Эффективность процедур очистки между перевозками грузов;
- Коэффициент разбавления в отношении потенциального количества остатков предыдущих грузов и любых примесей, которые предыдущий груз мог содержать, а также объем масла и жира, подлежащего транспортировке;
- Растворимость возможных загрязненных остатков;
- Последующие процессы рафинирования/обработки масла или жира;
- Доступность аналитических методов обнаружения следов остатков или подтверждения отсутствия контаминации;
- Химическая активность масел/жиров с загрязненными остатками.
Список допустимых предшествующих грузов
Вещество (синоним) |
Номер CAS |
Уксусная кислота (этановая кислота, метановая карбоновая кислота) |
64-19-7 |
Ангидрид уксусной кислоты (этановый ангидрид)* |
108-24-7 |
Ацетон (диметилкетон; 2-пропанон) |
67-64-1 |
Дистилляты кислых масел и жирных кислот из животных, рыбьих и растительных жиров и масел |
|
Гидроксид аммония (гидрат аммония, аммиачный раствор, аммиачная вода) |
1336-21-6 |
Полифосфат аммония |
68333-79-9 |
Животные, рыбьи и растительные масла и жиры (включая гидрогенизированные масла и жиры), кроме масла из скорлупы орехов кешью и таллового масла |
|
Пчелиный воск - белый** |
8006-40-4 |
Пчелиный воск - желтый** |
8012-89-3 |
Бензиловый спирт (фармацевтический и химически чистый сорта) |
100-51-6 |
1,3-Бутандиол (1,3-бутиленгликоль) |
107-88-0 |
1,4-Бутандиол (1,4-бутиленгликоль)* |
110-63-4 |
Бутилацетат, н- |
123-86-4 |
Бутилацетат, изо- |
110-19-0 |
Бутилацетат, сек-* |
105-46-4 |
Бутилацетат, терт-* |
540-88-5 |
Раствор кальций-аммиачной селитры |
6484-52-2 |
Раствор хлористого кальция |
10043-52-4 |
Раствор лигносульфоната кальция (щелок лигнина, сульфитный щелок)* |
8061-52-7 |
Раствор нитрата кальция (CN-9)* |
35054-52-5 |
Канделильный воск** |
8006-44-8 |
Карнаубский воск (бразильский воск)** |
8015-86-9 |
Циклогексан (гексаметилен, гексанафтен, гексагидробензол)* |
110-82-7 |
Этанол (этиловый спирт, спирт) |
64-17-5 |
Этилацетат (уксусно-этиловый спирт, эфир уксусной кислоты) |
141-78-6 |
2-этилгексанол (2-этилгексиэтанол) |
104-76-7 |
Жирные кислоты |
|
Арахиновая кислота (эйкозановая кислота) |
506-30-9 |
Бекеновая кислота (докозановая кислота) |
112-85-6 |
Масляная кислота (n-масляная кислота; бутановая кислота; этилуксусная кислота; пропилфолиновая кислота) |
107-92-6 |
Каприновая кислота (n-декановая кислота) |
334-48-5 |
Капроновая кислота (n-гексановая кислота) |
142-62-1 |
Каприловая кислота (n-октановая кислота) |
124-07-2 |
Эруковая кислота (цис-13-докозеновая кислота) |
112-86-7 |
Энантовая кислота (n-гептановая кислота) |
111-14-8 |
Лауриновая кислота (n-додекановая кислота) |
143-07-7 |
Лауролеиновая кислота (додеценовая кислота) |
4998-71-4 |
Линолевая кислота (9,12-октадекадиеновая кислота) |
60-33-3 |
Линолевая кислота (9,12,15-октадекатриеновая кислота) |
463-40-1 |
Миристиновая кислота (n-тетрадекановая кислота) |
544-63-8 |
Миристолеиновая кислота (n-тетрадеценовая кислота) |
544-64-9 |
Олеиновая кислота (n-октадеценовая кислота) |
112-80-1 |
Пальмитиновая кислота (n-гексадекановая кислота) |
57-10-3 |
Пальмитолеиновая кислота (цис-9-гексадеценовая кислота) |
373-49-9 |
Пеларгоновая кислота (n-нонановая кислота) |
112-05-0 |
Рицинолевая кислота (цис-12-гидрокси остаде-9-новая кислота; кислота касторового масла) |
141-22-0 |
Стеариновая кислота (n-октадекановая кислота) |
57-11-4 |
Валериановая кислота (n-пентановая кислота) |
109-52-4 |
Смесь нефракционных жирных кислот или смеси жирных кислот из натуральных масел |
|
Жирные спирты |
|
Бутиловый спирт (1-бутанол; масляный спирт) |
71-36-3 |
изо-Бутанол (2-метил-1-пропанол) |
78-83-1 |
Капроиловый спирт (1-гексанол; гексиловый спирт) |
111-27-3 |
Каприловый спирт (1-н-октанол; гептиловый карбинол) |
111-87-5 |
Цетиловый спирт (спирт С-16; 1-гексадеканол; цетилиновый спирт; пальмитиловый спирт; n-прирнари дексадециловый спирт) |
36653-82-4 |
Дециловый спирт (1-деканол) |
112-30-1 |
Изодециловый спирт (изодеканол)* |
25339-17-7 |
Энантиловый спирт (1-гептанол; гептиловый спирт) |
111-70-6 |
Лауриловый спирт (n-додеканол; додециловый спирт) |
112-53-8 |
Миристиловый спирт (1-тетрадеканол; тетрадеканол)* |
112-72-1 |
Нониловый спирт (1-нонанол; пеларгоновый спирт; октиловый карбинол) |
143-08-8 |
Изонониловый спирт (изононанол)* |
27458-94-2 |
Олеиловый спирт (октадеценол) |
143-28-2 |
Стеариловый спирт (1-октадеканол) |
112-92-5 |
Тридециловый спирт (1-тридеканол)* |
27458-92-0 |
Смесь нефракционных жирных спиртов или смеси жирных спиртов из натуральных масел и жиров* |
|
Смеси жирных спиртов |
|
Цетилстеариловый спирт (С16-С18) |
67762-27-0 |
Лаурилмиристиловый спирт (С12-С14) |
|
Эфиры жирных кислот - соединение вышеуказанных жирных кислот и жирных спиртов |
|
например, Бутилмиристат |
110-36-1 |
Цетилстеарат |
110-63-2 |
Олеилпальмитат |
2906-55-0 |
Нефракционные жирные эфиры или смеси жирных эфиров из натуральных масел и жиров |
|
Метиловые эфиры жирных кислот (включено для примера) |
|
например, Метиллаурат (метил додеканоат) |
111-82-0 |
Метилолеат (метил октадеценоат) |
112-62-9 |
Метилпальмитат (метил гексадеканоат) |
112-39-0 |
Метилстеарат (метил октадеканоат) |
112-61-8 |
Муравьиная кислота (метановая кислота; водородная карбоновая кислота) |
64-18-6 |
Фруктоза |
|
Глицерин (глицерол) |
56-81-5 |
Гептан |
142-82-5 |
н-Гексан |
110-54-3 |
Перекись водорода |
|
Каолиновая суспензия |
1332-58-7 |
Лимонен (дипентен) |
138-86-3 |
Хлористый магний |
7786-30-3 |
Метанол (метиловый спирт) |
67-56-1 |
Метилацетат |
79-20-9 |
Метилэтилкетон (2-бутанон; МЭК) |
78-93-3 |
Метилизобутилкетон (4-метил-2-пентанон; изопропилацетон; МИБК) |
108-10-1 |
Метилтретбутиловый эфир (МБТЭ)* |
1634-04-4 |
Минеральное масло, высокой вязкости |
8012-95-1 |
Минеральное масло, средней вязкости |
|
Минеральное масло, средней и низкой вязкости, класс II |
|
Минеральное масло, средней и низкой вязкости, класс III |
|
Меласса, полученная из цитрусовых, сорго, сахарной свеклы и тростникового сахара |
57-50-1 |
Горный воск* |
8002-53-7 |
Изооктиловый спирт (изоостанол)* |
26952-21-6 |
Пентан* |
109-66-0 |
Нефтяной воск (парафиновый воск) |
8002-74-2 |
Фосфорная кислота (ортофосфорная кислота) |
7664-38-2 |
Питьевая вода |
7732-18-5 |
Полипропиленгликоль |
25322-69-4 |
Раствор гидроокиси калия (едкий калий) |
1310-58-3 |
Пропилацетат |
109-60-4 |
Пропиловый спирт (пропан-1-ол; 1-пропанол) |
71-23-8 |
Изопропиловый спирт (изопропанол; диметилкарбинол; 2-пропанол) |
67-63-0 |
Пропиленгликоль, 1,2- (1,2-пропиленгликоль; пропан-1,2-диол; 1,2-дигидроксипропан; монопропиленгликоль (МПГ); метилгликоль) |
57-55-6 |
1,3-Пропиленгликоль* |
504-63-2 |
Пропилен тетрамер (тетрапропилен; додецен)* |
6842-15-5 |
Раствор гидроокиси натрия (каустическая сода, щелок; гидроксид натрия; едкий натр) |
1310-73-2 |
Силикат натрия (растворимое стекло) |
1344-09-8 |
Сорбитол (Д-сорбитол; шестиатомный спирт; Д-сорбит) |
50-70-4 |
Соевое масло эпоксидированное* |
8013-07-8 |
Серная кислота |
7664-93-9 |
Раствор мочевинной аммиачной селитры (МАС) |
|
_____________________________
* Пересматривается ФАО и ВОЗ.
** Обычно транспортируется в небольших количествах.
Дополнение 3
Список
запрещенных предшествующих грузов
Примечания:
(1) Грузы, не включенные в список, являются допустимыми только в случае одобрения со стороны уполномоченных органов страны-импортера (см. раздел 2.1.3 настоящего Кодекса).
Список запрещенных предшествующих грузов
Вещество (синоним в скобках) |
Номер CAS |
Ацетонциангидрин (АЦГ; альфа-нидроксиизобутиронитрил; 2-метиллактонитрил) |
75-86-5 |
Акриловая кислота (пропеновая кислота) |
79-10-7 |
Акрилонитрил (АКН" 2-пропененитрил, винилцианид) |
107-13-1 |
Адипонитрил (1,4-дицианобутан) |
111-69-3 |
Анилин (фениламин, аминобензол) |
62-53-3 |
Бензол |
71-43-2 |
1,3-Бутадиен (винилэтилен) |
106-99-0 |
n-Бутилакрилат |
141-32-2 |
терт-Бутилакрилат |
1663-39-4 |
Тетрахлорид углерода (ТХУ; тетрахлорометан; перхлоромента) |
56-23-5 |
Кардура Е (торговая марка глицидиловых эфиров кислоты 911) |
11120-34-6 |
Масло из скорлупы орехов кешью |
8007-24-7 |
Хлороформ (ТСМ) |
67-66-3 |
Крезол-орто, мета, пара (крезиловая кислота) |
95-48-7 108-39-4 106-44-5 |
Дибутиламин |
111-92-2 |
Диэтаноламин (ДЭА; да-2-гидроксиэтиламин) |
111-42-2 |
Диэтилентриамин |
111-40-2 |
Диглицидиловый эфир бисфенола А |
1675-54-3 |
Ди-изопропиламин |
110-97-4 |
Дипропиламин |
108-18-9 |
m-Дивинилбензол (ДВБ; винилстирол) |
1324-74-0 |
Эпихлорогидрин (окись хлоропропилена; ЭПЛ) |
106-89-8 |
Эпоксидная смола (необработанная) |
|
Этилакрилат |
140-88-5 |
Этилендибромид (ЭДБ; 1,2-дибромоэтан; этилен бромид) |
106-93-4 |
Этилендихлорид (ЭДХ; 1,2-дихлороэтан; этилен хлорид)* |
107-06-2 |
Этиленгликоль (МЭГ; моноэтиленгликоль) |
107-21-1 |
Монобутиловый эфир этиленгликоля (2-бутоксиэтанол) |
111-76-2 |
Этиленоксид (Е0) |
75-21-8 |
2-Этилгексил акрилат |
103-11-7 |
Этаноламин (МЭА; моноэтаноламин; коламин; 2-аминоэтанол; 2-гидроксиэтиламин) |
141-43-5 |
Этилендиамин (1,2-диаминоэтан) |
107-15-3 |
Формальдегид |
50-00-0 |
Фурфуриловый спирт (фурил карбинол) |
98-00-0 |
Глутаральдегид |
111-30-8 |
Гексаметилендиамин (1,6-диаминогексан; 1,6-гександиамин) |
124-09-4 |
Изоцианаты Включают, к примеру: |
|
Толуолдиизоцианат (ТДИ) |
1321-38-6 |
Полифенил полиметилен изоцианат (ПАПИ, ПМПФИ) |
9016-87-9 |
Дифенилметандиизоцианат (МДИ) |
101-68-8 |
Метилизоцианат |
624-83-9 |
Метилендиизоцианат (диизоцианатометан) |
4747-90-4 |
Этилированные продукты (не должны перевозиться в качестве трех предыдущих грузов) |
|
Присадки смазочных масел |
|
Метилакрилат |
96-33-3 |
Метилметакрилат мономер |
80-62-6 |
Метилстирол мономер (винилтолуол) |
25013-15-4 |
Альфа метилстирол мономер (АМС) |
98-83-9 |
Параметилстирол мономер (ПМС) |
622-97-9 |
Метиленхлорид (МЕХ; дихлорометан; метилен дихлорид) |
75-09-2 |
Моноэтиленгликоль (МЭГ; этиленгликоль) |
107-21-1 |
Морфолин |
110-91-8 |
Морфолин этанол (N-гидроксиэтил морфолин) |
622-40-2 |
Азотная кислота (крепкая вода) |
7697-37-2 |
Нитропропан (1 изомеры и смеси) (2 изомеры и смеси) |
108-03-2 79-46-9 |
Перхлорэтилен (ПЕХ) |
|
Фталаты Включают в себя: |
|
Ди-аллилфталат (ДЭФ) |
131-17-9 |
Ди-изодецилфталат (ДИДФ) |
19269-67-1 |
Ди-изононилфталат (ДИНФ) |
68515-48-0 |
Ди-изооктилфталат (ДИОФ) |
27554-26-3 |
Ди-октилфталат (ДОФ) |
117-81-7 |
n-Пропиламин |
622-80-0 |
Окись пропилена (метилоксиран; 1,2-эпоксипропан) |
75-56-9 |
Пиридин |
110-86-1 |
Стирол мономер (винилбензол; фенилэтилен; стирол) |
100-42-5 |
Талловое масло |
8002-26-4 |
Эквивалент ASTM TYPE III жирных кислот таллового масла |
61790-12-3 |
Телон II (1-пропен, 1,3-дихлоро; 1,3-дихлоропропен) |
|
Толуол |
|
Толуидин (орто) |
|
Трансформаторные масла для силовых блоков управления (например, трихлорбифенил) |
25323-29-2 |
Трихлороэтин (1,1,1- и 1,1,2-изомеры) |
|
Триэтилгликоль (ТЭГ) |
|
Винилацетат мономер (ВАМ) |
|
Винилхлорид мономер |
75-01-4 |
Ксилол (орто, мета, пара) |
|
_____________________________
* Запрещен в качестве одного из двух последних грузов в резервуарах с покрытием из органических материалов, в качестве последнего груза в резервуарах из нержавеющей стали и в резервуарах с покрытием из неорганических материалов.
Дополнение 4
Список литературы
1) European Commission Scientific Committee for Food (SCF) Opinion on the Potential Risk to Human Health Arising from the Transport in Ships' Tanks of Oils and Fats from Substances Proposed as Acceptable Previous Cargoes. Opinion expressed on 20 September 1996: Minutes of 103rd SCF Plenary Meeting (European Commission), Annex VII (Doc.III/5693/96).
2) Federation of Oils, Seeds and Fats Associations (FOSFA International). International List of Acceptable Previous Cargoes (giving synonyms and alternative chemical names).
3) FOSFA International List of Banned Immediate Previous Cargoes.
4) FOSFA International Qualifications for All Ships Engaged in the Ocean Carriage and Transhipment of Oils and Fats for Edible and Oleo-Chemical Use.
5) FOSFA International Operational Procedures for All Ships Engaged in Ocean Carriage of Oils and Fats for Edible and Oleo-Chemical Use.
6) FOSFA International Code of Practice for Superintendents.
7) International Organisation for Standardisation (ISO) Sampling Standard ISO 5555 (1991).
8) National Institute of Oilseed Products (NIOP) Acceptable Prior Cargo - List No 1.
9) NIOP Acceptable Prior Cargo - List No 2.
10) NIOP Unacceptable Prior Cargo List.
11) NIOP Trading Rules.
12) PORAM (Palm Oil Refiners Association of Malaysia) Processed Palm Oil Storage, Transportation, Sampling and Survey Guide.
13) ISO 1496-3 (1991) on Tank Containers (ISO 20 ft IMO2).
14) Tank Cleaning Guide (1996) - published by Chemical Laboratory 'Dr A Verwey' Rotterdam.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кодекс Алиментариус. Кодекс практики для хранения и транспортировки наливом пищевых жиров и масел (CAC/RCP 36-1987)
Переводчик - А.В. Гапанович
Текст кодекса официально опубликован не был