Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 55549-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации (далее - Общественная палата) проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 55549-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона).
Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы 15 декабря 2016 года депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.А. Гавриловым и Д.Ф. Вяткиным.
Заключение Общественной палаты подготовлено на основании мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, привлеченных к обсуждению общественных экспертов, в том числе членов Научно-консультативного совета при Общественной палате.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 04 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 32-ФЗ) Общественная палата формируется из сорока граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, восьмидесяти пяти представителей общественных палат субъектов Российской Федерации и сорока трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций. При этом последняя, третья часть, состоящая из сорока трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций, формируется по итогам рейтингового интернет-голосования (конкурса) в порядке, установленном в статье 6 Федерального закона N 32-ФЗ.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона разработан в целях предоставления членам Общественной палаты, утвержденным Президентом Российской Федерации, и членам Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава права определять сорок три представителя общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций в состав Общественной палаты. Таким образом, в законопроекте предлагается изменить действующий порядок формирования третьей части состава Общественной палаты.
В ходе общественного обсуждения существующих процедур формирования Общественной палаты Российской Федерации, проведенного 11 ноября 2016 года, было отмечено, что предусмотренный действующей редакцией Федерального закона N 32-ФЗ порядок формирования Общественной палаты в части интернет-голосования требует изменения по причине его несовершенства. Предложения об изменении этого порядка высказывали как члены Общественной палаты Российской Федерации, так и представители общественных палат субъектов Российской Федерации (например, Общественная палата Тюменской области, Общественная палата Республики Карелия).
Общественная палата разделяет представленное в пояснительной записке к законопроекту суждение о недостатках действующего порядка формирования Общественной палаты. В существующих в настоящее время условиях граждане Российской Федерации из-за отсутствия равного и гарантированного каждому доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не имеют полноценной возможности осуществить выбор между представленными в сети "Интернет" кандидатами. Важно также обеспечение достаточной защищенности информационных систем в ходе проведения процедур с помощью онлайн-доступа граждан.
Общественная палата поддерживает основную идею законопроекта, заключающуюся в том, что сорок три представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций будут определяться по итогам голосования членов Общественной палаты, утвержденных Президентом Российской Федерации, и членов Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава.
Согласно положениям законопроекта сорок три члена Общественной палаты, составляющие ее третью часть, будут определяться в состав Общественной палаты следующим образом: по три представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций по тринадцати направлениям общественной деятельности, набравших большинство голосов (в порядке убывания количества голосов), а также четырех представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций по одному направлению общественной деятельности, набравших большинство голосов (в порядке убывания количества голосов). При этом направление деятельности, по которому будут определяться четыре представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, устанавливается рабочей группой, состоящей из членов Общественной палаты, утвержденных Президентом Российской Федерации, и членов Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава, а также членов Общественной палаты действующего состава.
Следует также учесть, что практически аналогичный порядок формирования одной трети состава был не так давно предусмотрен Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" для целей формирования общественной палаты субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта федерального закона N 55549-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.