Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 997875-6 "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения сроков оплаты отпуска)
(внесен депутатами Государственной Думы В.П. Водолацким, В.Ю. Максимовым, А.Н. Хайруллиным, Л.А. Огулем, А.П. Петровым, М.Т. Гаджиевым, а также С.Б. Дорофеевым, О.В. Лебедевым, А.Д. Ковалевым, Н.А. Шайденко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) положением, согласно которому в случае подачи работником заявления на отпуск менее чем за три дня до его начала оплата отпуска производится не позднее чем через три рабочих дня после поступления указанного заявления.
Из пояснительной записки следует, что предлагаемое изменение вызвано необходимостью устранения пробела в законодательстве, когда заявление об отпуске подается не в соответствии с графиком отпусков, а менее чем за три дня до его начала, в связи с чем работодатель вынужденно нарушает срок начисления оплаты за отпуск, установленный статьей 136 ТК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 марта 2006 года N 60-О обоснованно указал, что Трудовой кодекс Российской Федерации, которым регламентируется реализация конституционного права на отдых, предусматривает общий и специальный порядок предоставления работодателями ежегодного оплачиваемого отпуска своим работникам. По общему порядку, конкретный календарный период использования работником права на отпуск устанавливается очередностью предоставления отпусков, определяемой для всех работников организации графиком, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее чем за две недели до наступления календарного года; график отпусков является обязательным как для работодателя, так и для работников, - именно в указанный в нем календарный период работодатель должен предоставить, а работник использовать ежегодный отпуск; работодатель обязан известить работника о времени начала отпуска не позднее чем за две недели и не позднее чем за три дня до начала отпуска произвести его оплату (части первая и вторая статьи 123, часть девятая статьи 136 ТК РФ). Специальные правила предоставления отпусков предусмотрены, в частности, для случаев пропуска работодателем срока оплаты отпуска или (и) срока предупреждения работника о времени начала отпуска: в таких случаях ежегодный отпуск подлежит переносу на другой срок по соглашению между работником и работодателем (часть вторая статьи 124 ТК РФ).
Как следует из приведенных положений ТК РФ, общие и специальные правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков призваны способствовать оптимальному согласованию интересов сторон трудового договора (часть вторая статьи 1 ТК РФ) и балансу их конституционных прав и свобод, обеспечивая каждому работнику возможность реализации его субъективного права на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время и предоставляя работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников и имеющееся у него имущество в целях ведения предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, а также порядок его оплаты ТК РФ урегулированы, иные случаи предоставления отпуска носят индивидуальный характер и могут быть урегулированы локальными нормативными актами работодателя.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 9 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет к законопроекту ряд замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не возражает против принятия законопроекта с учетом высказанных замечаний.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 997875-6 "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.