Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 49-АПГ16-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сигма" о признании недействующим пункта 2308 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 г. N 1506, от 25 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387), по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Никифорова С.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сигма" (далее - ООО "Сигма", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным заявлением о признании недействующим пункта 2308 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557.
В обоснование заявленных требований общество указало, что здание, включенное в названный пункт Перечня, не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2016 г. заявление удовлетворено.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой в которой просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Сигма" представлены возражения.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40, прокуратуры Республики Башкортостан, ООО "Сигма" в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" на территории Республики Башкортостан с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площади свыше 1 000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти республики, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 30 апреля 2014 г. приняло приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" (далее - Перечень), опубликованный 5 мая 2014 г. на официальном сайте министерства.
В пункт 2308 Перечня включено здание с кадастровым номером 02:55:050620:197, общей площадью 3 484,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Кооперативная, д. 65А, принадлежащее на праве собственности ООО "Сигма".
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не соответствует критериям объектов налогообложения по налогу на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден порядок фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), в соответствии с которым административным ответчиком составлен Акт обследования фактического использования здания от 7 июля 2016 г. Актом обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела спорное здание с кадастровым номером 02:55:050620:197, общей площадью 3 484,1 кв.м, инвентарный номер N 341352, литер Б, Б1, Б2, одноэтажное, нежилого назначения, представляет собой производственный комплекс (лит.Б) и два пристроя к нему (производственное помещение - лит. Б1 и котельная - лит. Б2), используется для производства алюминиевых и пластиковых конструкций, что подтверждается его техническим паспортом.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:556050620:222 с разрешенным использованием: для эксплуатации производственной базы.
Поскольку с заявлением об исключении здания из Перечня общество обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с пропуском срока, предусмотренного для подачи такого заявления, административный ответчик полагает правомерным включение здания в Перечень.
С данным доводом Судебная коллегия не может согласиться. Требования, которым должно соответствовать здание в случае его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно материалам дела спорное здание не отвечает критериям указанным статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, правомерно подлежит исключению из Перечня.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 49-АПГ16-42
Текст определения официально опубликован не был