Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 32-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анощенкова А.А., Анощенкова А.Н., Онохина А.В. о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 г. N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области", по апелляционным жалобам Анощенкова А.А., Анощенкова А.Н., Онохина А.В. на решение Саратовского областного суда от 1 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Колотухиной Ю.Ю., представителей закрытого акционерного общества "Управление отходами" Мыльникова М.А. Пиляевой А.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Анощенков А.А., Анощенков А.Н., Онохин А.В. обратились в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 г. N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области".
Оспариваемый нормативный правовой акт, по мнению административных истцов, не соответствует требованиям законодательства в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, поскольку установленные тарифы являются экономически необоснованными, что нарушает их права при оплате услуг в сфере утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
Решением Саратовского областного суда от 1 июня 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Анощенков А.А., Анощенков А.Н., Онохин А.В. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, и удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, закрытым акционерным обществом "Управление отходами", прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Анощенков А.А., Анощенков А.Н., Онохин А.В., общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Балаково", прокурор Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
В судебном заседании, назначенном на 24 ноября 2016 г., объявлялся перерыв до 28 ноября 2016 г. После перерыва заседание продолжено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - комитет по тарифам, тарифный орган) в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 г. N 169-П, является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) и государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 г. N 6/1 закрытому акционерному обществу "Управление отходами" (далее - ЗАО "Управление отходами") установлен и введен в действие с 14 марта 2015 г. на срок до 31 декабря 2018 г. тариф на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов (без учета налога на добавленную стоимость) на период с 14 марта 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 296,57 руб. за один кубический метр, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 309,41 руб., с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 319,72 руб., с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 329,37 руб.
Данное постановление является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом и официально опубликовано 13 февраля 2015 г. на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (http://www.sarnovosti.ru).
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела административные истцы, как жители г. Балаково, являются потребителями услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
Оспариваемым постановлением комитета по тарифам на период с 14 марта 2015 г. по 31 декабря 2018 г. для ЗАО "Управление отходами" установлен тариф на территории Саратовской области по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, который превысил ранее действовавший тариф на территории Балаковского муниципального района, установленного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2013 г. N 42/4, что явилось основанием для обращения указанных граждан в суд.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ в случае если организация коммунального комплекса является собственником или арендатором объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, либо осуществляет регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения, тарифы на услуги такой организации устанавливаются в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи. Если указанным концессионным соглашением установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера - организации коммунального комплекса, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на услуги концессионера - организации коммунального комплекса с использованием установленных концессионным соглашением таких параметров. Перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса, которые могут быть установлены концессионным соглашением, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 8 указанного Закона определено, что методом регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками.
Принципы и методы регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса закреплены в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пунктам 18 и 19 Основ ценообразования для регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов. Решение о применении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания), которые в пунктах 11 и 12 воспроизводят перечисленные методы регулирования и устанавливают, что для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования.
Исходя из положений статей 2, 3, 4, 7 и 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, Основ ценообразования и Методических указаний установление тарифов для организаций коммунального комплекса носит заявительный характер. С целью установления тарифов регулируемая организация обращается с соответствующим заявлением в орган регулирования и представляет, в том числе, документы, подтверждающие финансовые потребности организации, необходимые для реализации производственной программы. При использовании метода установления фиксированных тарифов орган регулирования рассчитывает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В 2014 году ЗАО "Управление отходами" - филиал в г. Саратове обратилось в комитет по тарифам с заявлением на установление тарифов на услуги по утилизации, захоронению и обезвреживанию твердых бытовых отходов на 2015 год и последующие годы.
В составе расчетных материалов, приложенных к заявлению, обществом было представлено во исполнение постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2012 г. N 464-П "О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Саратовской области" концессионное соглашение, заключенное 29 января 2013 г. с Комитетом охраны окружающей среды и природопользования области от имени Саратовской области, Государственным унитарным предприятием Саратовской области "Концессия".
Учитывая, что перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса на момент принятия оспариваемого постановления Правительством Российской Федерации определен не был, тарифный орган при проведении экспертизы исходил из параметров расчета тарифа концессионера, формулы которого предусмотрены концессионным соглашением от 29 января 2013 г.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ в процессе регулирования тарифов на услуги ЗАО "Управление отходами" комитетом по тарифам использовано сочетание методов регулирования тарифов.
На период регулирования с 1 марта 2015 г. по 31 декабря 2015 г. расчет тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов выполнен органом регулирования методом установления фиксированных тарифов, а на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 года - методом индексации установленных тарифов.
Все показатели, учтенные при расчете тарифов, утвержденных оспариваемым постановлением, в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520, отражены в протоколе заседания Правления Комитета N 6 от 12 февраля 2015 г.
При проведении экспертизы комитетом по тарифам учитывалось исключительно имущество, которое фактически уже было приобретено или создано ЗАО "Управление отходами" к моменту подачи документов на установление тарифов.
Имущество, приобретенное и созданное в рамках концессионного соглашения от 29 января 2013 г. и учтенное тарифным органом для целей определения инвестиционных затрат, поименовано в актах приема (передачи) единиц имущества от 17 ноября 2014 г., 12 декабря 2014 г., 22 декабря 2014 г., подписанных Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области (правопреемником Комитета охраны окружающей среды и природопользования области) и ЗАО "Управление отходами".
При расчете тарифов органом регулирования в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также приложением N 5 к концессионному соглашению от 29 января 2013 г. учитывались затраты, связанные с эксплуатацией имущества, затраты на возврат и обслуживание займа, исходя из стоимости фактически переданного и приобретенного имущества. При этом объемы твердых бытовых отходов учтены тарифном органом исходя из соглашений о намерениях, заключенными с администрациями муниципальных районов, организациями, осуществляющими сбор и вывоз ТБО в данных районах, а также при сопоставлении с объемами, утвержденными при тарифном регулировании для организаций - предшественников.
ЗАО "Управление отходами" принято решение от 23 августа 2013 г. о выпуске документарных неконвертируемых процентных облигаций на предъявителя общей номинальной стоимостью 2,8 млрд. руб.
Согласно пункту 1.1.1 Приложения N 4 к концессионному соглашению от 29 января 2013 г. стоимость привлеченных средств в 2013-2014 годах составляет не более 14% годовых.
Комитетом по тарифам расчет затрат на обслуживание заемных средств произведен исходя из ставки 11% годовых, определенной решением о выпуске ценных бумаг, на 2015 год и последующие годы без ее индексации (увеличения), то есть ниже чем предусмотрено соглашением. При этом данная сумма была распределена тарифным органом на 7 лет срока возврата инвестиций, а в тарифе учтены затраты только с учетом возврата инвестиций на 4 года долгосрочного периода регулирования, что составляет 55% от суммы возврата инвестиций, подлежащих учету при тарифном регулировании.
Выплата по кредитным обязательствам подразумевает оплату расходов на обслуживание привлеченных средств на российском фондовом рынке посредством выпуска рублевых корпоративных облигаций. Данные затраты не учитывались комитетом по тарифам при расчете затрат на "Возврат инвестиций", а выделены в самостоятельный подраздел расходов.
Расходы на возврат процентов за пользование заемными денежными средствами также распределены тарифным органом на семилетний период возврата инвестиций, но при установлении тарифа были учтены расходы только на четырехлетний период из общего срока возврата инвестиций, которые составили 339 933,89 тыс. руб. или 59% от суммы затрат на обслуживание заемных средств.
Концессионное соглашение от 25 октября 2013 г., заключенное ЗАО "Управление отходами" с Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области и документы, подтверждающие финансовые потребности организации, необходимые для его реализации, ЗАО "Управление отходами" в комитет по тарифам при обращении с заявлением об установлении тарифов не предоставляло, и соответственно, названное концессионное соглашение органом регулирования при установлении тарифа не учитывалось.
Более того, ЗАО "Управление отходами" не обращалось в тарифный орган с заявлением об установлении отдельного тарифа на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов по Балаковскому муниципальному району Саратовской области.
Учитывая, что орган регулирования определяет тариф исходя из представленных организацией документов, оспариваемый тариф соответствует основным принципам регулирования тарифов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление комитетом тарифов на услугу по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами", оказывающему услуги на территории Саратовской области, без учета концессионного соглашения от 25 октября 2013 г., не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ период действия тарифов организации коммунального комплекса не может быть менее чем три года и более чем пять лет и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Перечень оснований для досрочного пересмотра тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и общие положения о порядке такого пересмотра закреплены в статье 14 указанного Федерального закона.
Изменение в течение периода регулирования имущественного комплекса организации коммунального комплекса, имеющей установленный тариф, не является основанием для досрочного пересмотра тарифа, предусмотренного статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 1 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Анощенкова А.А., Анощенкова А.Н., Онохина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 32-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был