Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 75-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Энерго" о признании недействующими пункта 1 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год" и приложения к нему в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организация, а также приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 310 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СК Энерго" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей административного истца Ермакова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "СК Энерго" (далее - ООО "СК Энерго", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующими пункта 1 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год" и приложения к нему в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организация, а также приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 310 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год": раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" в части НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услугу по передаче электрической энергии в Республике Карелия в отношении ООО "СК Энерго".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СК Энерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит назначить судебную экспертизу, указанный судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения.
Относительно апелляционной жалобы ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" Карелэнерго" и прокуратурой Республики Карелия представлены возражения.
Представители Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" Карелэнерго", Управления Минюста по Республике Карелия и прокуратуры Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "СК Энерго" являясь сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии. Вид деятельности организации относиться к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию. Общество с 2016 года впервые осуществляет регулируемую деятельность в качестве территориальной сетевой организации.
В соответствии с предоставленной законом компетенцией Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам постановлением от 30 декабря 2015 г. N 310 утвердил единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 г.
В приложении к постановлению N 310 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" указаны наименования сетевых организаций с указанием необходимой валовой выручки (без учета потерь), необходимая валовая выручка которых учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услугу по передаче электрической энергии в Республике Карелия, в том числе в отношении ООО "СК Энерго", необходимая валовая выручка которого установлена в размере 4 777, 81 тыс. руб. (пункт 10 приложения к постановлению N 310).
Постановление от 30 декабря 2015 г. N 310 опубликовано в газете "Карелия" от 14 января 2016 г. N 1 (2682).
На основании утвержденных административному истцу и остальным сетевым организациям необходимой валовой выручки на 2016 год и единого (котлового) тарифа, регулирующий орган постановлением от 30 декабря 2015 г. N 312 установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год, которое официально опубликовано 14 января 2016 г. в газете "Карелия" N 1.
Пунктом 1, приложения 2 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) от 30 декабря 2015 г. N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год" (далее - Постановление), установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "КарелЭнерго" ("котлодержателем") и ООО "СК Энерго".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В постановлении Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 312 нет приложения 2
Оспариваемые постановления вступили в силу с 1 января 2016 г.
В качестве оснований для признания постановлений (приложений) не действующими, общество ссылается на неправильный расчет необходимой валовой выручки на 2016 год произведенный Госкомитетом, что привело к неверному определению индивидуального тарифа, используемого для взаиморасчетов между парами сетевых организаций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество при подаче заявки на открытие тарифного дела не представило подтверждающих документов о нормативной численности рабочих и о системе оплаты труда в организации, регулирующий орган правомерно рассчитал численность руководителей, специалистов и служащих общества по каждой управленческой функции методом интерполяции и правомерно исходил из среднемесячной заработной платы по отрасли за период, на который имелись официально опубликованные статистические данные.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетики), который определяет полномочия органов государственной власти на регулирование отношений, в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 N 232-П, является Государственный комитет Республики Карелия (далее - Положение).
К функциям Госкомитета отнесено, в том числе, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пункт 9 Положения).
Оспариваемые нормативно-правовые акты приняты регулирующим органом в пределах предоставленных полномочий. Процедура принятия и опубликования постановлений соблюдена.
В соответствии с действующим законодательством оспариваемые акты регулирующего органа об утверждении необходимой валовой выручки, учтенной при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и индивидуальных тарифов для расчетов между сетевыми организациями взаимосвязаны и не могут рассматриваться раздельно.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Статьей 23 Федерального закона N 35-ФЗ к принципам государственного регулирования цен (тарифов) отнесены, в частности, принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как следует из материалов дела, ООО "СК Энерго" 23 октября 2015 г. обратилось в Государственный комитет Республики Карелия с заявлением об открытии тарифного дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2016 год.
Поскольку общество впервые обратилось за утверждением тарифа на 2016 год, в качестве метода регулирования регулирующим органом избран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно предложению общества затраты на оплату труда в 2016 году определены в размере 8 574,81 тыс. руб., в том числе отчисления на социальные нужды - 1 978,8 тыс. руб. (30% от ФОТ - 6 596, 01 тыс. руб.), исходя из среднесписочной численности персонала - 13, 6 человек и среднемесячной заработной платы (без страховых взносов) - 40 417 руб.
В тарифный орган обществом представлен расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих, рабочих в соответствии с нормативами численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 68, а также планируемое штатное расписание.
Госкомитетом 18 ноября 2015 г. подготовлено экспертное заключение, согласно которому расходы на оплату труда предлагается принять в размере 1 815,18 тыс. руб., исходя из среднесписочной численности персонала 4,3 человек и среднемесячной заработной платы в Республике Карелия по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" за январь - август 2015 г. - 35,178 руб.
Не согласившись с выводами экспертов в части установления численности персонала (4,3 условных единиц), общество представило в регулирующий орган свои возражения.
Решением Правления от 20 ноября 2015 г. обществу установлена необходимая валовая выручка на 2016 год в размере 4777,81 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
К заявлениям об установлении цен (тарифов) прилагаются обосновывающие документы, в том числе оценка экономически необоснованных доходов в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности сетевой организации. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35 Правил N 1178). При непредставлении организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами N 1178, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил N 1178).
Поскольку ООО "СК Энерго" впервые осуществляло регулирование, расходы на оплату труда были определены Госкомитетом в размере 1 815, 18 тыс. руб., исходя из нормативной численности персонала 4,3 человек и среднемесячной заработной платы в Республике Карелия по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" за январь - август 2015 г. - 35,178 руб.
Общество полагает, что тарифный орган неверно рассчитал нормативную численность работников для организации, и как следствие не верно рассчитал необходимую валовую выручку на содержание сетей, не применил при расчете ту заработную плату, средний размер которой административный истец полагал для себя надлежащим.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия полагает, что расчет нормативной численности персонала организации произведен тарифным органом в соответствии с пунктом 1.13 приказа Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий" (далее - Рекомендации), в соответствии с которым "если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции".
Из представленного регулирующим органом расчета следует, что для обслуживания имущества, которым владеет сетевая компания, необходимо определенное количество рабочего персонала. Путем метода интерполяции тарифным органом была рассчитана нормативная численность руководящего персонала и общая численность персонала. При этом нормативная численность персонала (4,3 усл. ед) правомерно определена с учетом поправочного коэффициента 1,18 для районов, приравненных к районам Крайнего Севера согласно п. 1.1 приложения 1 приказа Госстроя.
В регулирующий орган общество не представило: приложение об оплате труда работников ООО "СК Энерго", локальный нормативный акт, которым установлена повременно-премиальная система оплаты труда. В результате сетевая организация экономически не обосновала и документально не подтвердила заявленный уровень оплаты труда. Документов, подтверждающих фактический объем фонда оплаты труда ни за один расчетный период, не представлено.
С учетом, того что регулируемый вид деятельности обществом осуществляется впервые в связи с чем у него отсутствуют фактические расходы на оплату труда за предыдущие периоды, а также с учетом установленного уровня средней заработной платы для наиболее крупных сетевых организаций Республики Карелия, тарифный орган рассчитал среднемесячную заработную плату сетевой организации на 2016 год на уровне 35 178 руб. исходя из информации статистического органа за январь-август 2015 года по виду деятельности "производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды".
Оснований для назначения судебной экспертизы по делу не имеется, поскольку к осуществлению регулируемой деятельности заявитель приступил с 2016 года, определить по факту объем фонда оплаты труда не представляется возможным.
Кроме того, при принятии определения суд апелляционной инстанции учитывает пункт 7 Основ ценообразования в соответствии с которым, в случае если по результатам 2016 года будут выявлены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на этот период регулирования, то указанные расходы подлежат учету при установлении тарифов на следующий период регулирования.
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК Энерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 75-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был