Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующими приложений NN 7-13 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 г. N 65-в/18 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Коношское" муниципального образования "Коношский муниципальный район", "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район", "Няндомское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", "Обозерское" муниципального образования "Плесецкий муниципальный район", по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Архангельского областного суда от 28 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Танцуевой И.И., представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Носырева Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений NN 7-13 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам) от 20 ноября 2015 г. N 65-в/18 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Коношское" муниципального образования "Коношский муниципальный район", "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район", "Няндомское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", "Обозерское" муниципального образования "Плесецкий муниципальный район".
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое постановление в части установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг.
Решением Архангельского областного суда от 28 июня 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно жалобы прокуратура Архангельской области и Агентство по тарифам представили возражения.
В судебное заседание представители ОАО "РЖД" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", прокуратуры Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение (установление цен (тарифов) на питьевую воду и водоотведение).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
В соответствии со статьей 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение должно содержать, в том числе анализ обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 27 Правил).
Постановлением Агентства по тарифам от 20 ноября 2015 г. N 65-в/18 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Город Архангельск", согласно приложению N 7; тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО "РЖД" на территории муниципальных образований "Коношское" муниципального образования "Коношский муниципальный район", "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район", "Няндомское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", согласно приложению N 8; тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Обозерское" муниципального образования "Плесецкий муниципальный район", согласно приложению N 9; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Город Архангельск", согласно приложению N 10; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Коношское" муниципального образования "Коношский муниципальный район", согласно приложению N 11; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район", согласно приложению N 12; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "РЖД" на территории муниципального образования "Обозерское" муниципального образования "Плесецкий муниципальный район", согласно приложению N 13. Тарифы установлены на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Текст постановления с приложениями официально опубликован 4 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и на официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 апреля 2015 г. ОАО "РЖД" в лице Исагорского территориального участка Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Агентство по тарифам с заявлениями об установлении тарифов на 2016-2018 годы на питьевую воду и на услуги водоотведения на 2016-2018 годы с приложением материалов.
Расчет оспариваемых тарифов произведен агентством по тарифам на основании анализа представленных ОАО "РЖД" расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дела об установлении тарифов.
По результатам рассмотрения представленных документов 17 ноября 2015 г. составлено экспертное заключение, согласно которому расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного и административно-управленческого персонала, административные расходы, амортизацию, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, которые ОАО "РЖД" предлагало включить в расчет тарифа, включены не в полном объеме.
Проанализировав представленные сторонами документы, суд пришел к выводу, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произведена в связи с отсутствием экономической обоснованности ряда заявленных требований.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 марта 2014 г. N СЗ-2509/5 при установлении цен (тарифов) на соответствующие периоды необходимо руководствоваться отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, зарегистрированным Федеральной службой по труду и занятости 1 октября 2013 г. N 230/14-16.
Суд обоснованно не принял довод административного истца о том, что в отношении ОАО "РЖД" не могут применяться положения указанного отраслевого тарифного соглашения при установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, так как общество является организацией железнодорожного транспорта и не участвовало в заключении соглашения.
Поскольку одним из видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, то при расчете расходов на оплату труда на 2016 год Агентство по тарифам правомерно применило Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, а не Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
Поскольку утвержденная на 2016 год инвестиционная программа ОАО "РЖД" представлена не была, орган регулирования тарифов обоснованно учел расходы по данной статье по водоснабжению и по водоотведению без учета переоценки основных средств. Расчет расходов приведен в Приложениях 2.4 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 г.
На основании пункта 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний N 1746-э расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1-2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.
По статье затрат "Реагенты" расходы органом регулирования на 2016 год приняты по факту 1 полугодия 2015 года с учетом индекса цен производителей химической промышленности на 2016 год и объемов потребления реагентов по факту 2013-2014 годов. Обоснований увеличения расходов реагентов, по сравнению с фактическими показателями, обществом не представлено.
Затраты на приобретение сырья и материалов и их хранение определены органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования, расчет расходов приведен в Приложениях 2.1.1 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 г.
Экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения на 2016 год подтверждается документами, представленными суду, в том числе и экспертным заключением от 17 ноября 2015 г., содержащим основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ОАО "РЖД" в полном объеме.
Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемое постановление с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 28 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был