Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 декабря 2016 г. N 5.1-01/3286
по проекту федерального закона N 1131006-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 16 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1131006-6) был внесен в Государственную Думу 20 июля 2016 года Правительством Российской Федерации под наименованием "О внесении изменения в часть 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Принятие Федерального закона вызвано необходимостью реализации положений Постановления Конституционного Суда от 15 февраля 2016 года N 3-П, которым федеральному законодателю предписывалось внести коррективы в переходные положения Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривающие уточнение применения установленного законодательством нового срока исковой давности.
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 100-ФЗ) был установлен десятилетний срок исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом было предусмотрено, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства, тогда как по ранее действовавшему законодательству такое ограничение срока исковой давности в отношении указанных обязательств отсутствовало. Применение положений о сроке исковой давности с момента вступления в силу Федерального закона N 100-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 года, к обязательствам, возникшим до его вступления в силу, приводило к пропуску установленного десятилетнего срока исковой давности по обязательствам, возникшим до 1 сентября 2003 года не по вине заинтересованного лица. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15 февраля 2016 года N 3-П указал на необходимость установления срока, в течение которого исковая давность не считается истекшей.
Во исполнение названного Постановления Конституционного Суда рассматриваемым Федеральным законом часть 9 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" дополнена положением, согласно которому десятилетние сроки исковой давности, предусмотренные пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинают течь не ранее 1 сентября 2013 года.
Также Федеральным законом устанавливается, что лица, которым до дня его вступления в силу судом было отказано в удовлетворении исковых требований в связи с истечением десятилетних сроков давности, предусмотренных вышеназванными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе будут обжаловать судебные акты в порядке и сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации в соответствии с пунктами "а" (контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон может быть рассмотрен не позднее 31 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.