Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение L
(обязательное)
Батарейные машины и аккумуляторы, предусмотренные для подсоединения к сети или неизолированным источникам питания
L.1 Область применения
Настоящее приложение относится к питаемым от аккумуляторов батарейным (аккумуляторным) машинам* с электрическим или магнитным приводом и аккумуляторам для таких машин, которые также работают при непосредственной зарядке от сети или неизолированных источников напряжения, включая машины, снабженные встроенными зарядными устройствами. Данное приложение распространяется также на машины со встроенными, съемными и отдельными аккумуляторами. Максимальное номинальное напряжение для машин составляет 250 В однофазного переменного или постоянного тока сетевых источников и 75 В постоянного тока от батарейных источников питания.
Аккумуляторы для машин, на которые распространяется настоящее приложение, предназначенные для зарядки от неизолированных зарядных устройств, оценивают в соответствии с настоящим приложением и настоящим стандартом. При оценке аккумулятора в части защиты от поражения электрическим током, путей утечки, воздушных зазоров и расстояний по изоляции аккумулятор следует рассматривать комплектно с соответствующим зарядным устройством.
Если нет других указаний, все разделы настоящего стандарта относятся к настоящему приложению. Если раздел должен быть сформулирован в настоящем приложении, то при замене в нем требований их излагают с учетом требований настоящего стандарта.
Для машин, на которые распространяется настоящее приложение, термин "сетевой выключатель", встречающийся в стандарте, следует понимать как силовой (основной) выключатель батарейной машины.
Настоящее приложение не следует применять к рассматриваемым машинам, в которых используются батареи обычного применения, устанавливаемые потребителем, и это приложение не должно быть достаточным для обеспечения полной безопасности.
Настоящее приложение не относится к зарядным устройствам по IEC 60335-2-29.
L.2 Нормативные ссылки
Этот раздел применяют, за исключением:
Дополнительная нормативная ссылка:
IEC 61558-2-6:1997 Трансформаторы силовые, блоки питания и аналогичная продукция. Безопасность. Часть 2-6. Частные требования к изолирующим трансформаторам общего назначения
L.3 Термины и определения
Согласно настоящему приложению применяют следующие термины с соответствующими определениями:
L.3.101 аккумулятор: Сборка, состоящая из одного или нескольких элементов, предназначенных для питания машины электрическим током.
L.3.101.1 съемный аккумулятор: Аккумулятор, заключенный в отдельный кожух от батарейного отсека машины и удаляемый из машины для зарядки.
L.3.101.2 встроенный аккумулятор: Аккумулятор, размещаемый в батарейной машине и не удаляемый из нее при зарядке. Аккумулятор, который может быть удален из батарейной машины только для переработки и утилизации, считают встроенным аккумулятором.
L.3.101.3 отдельный аккумулятор: Аккумулятор, заключенный в отдельный кожух и с батарейной машиной соединяемый с помощью кабеля или шнура.
L.3.102 полностью заряженный аккумулятор: Аккумулятор, подвергнутый по крайней мере двум циклам разрядки - зарядки в интервале не менее 2 ч после каждого цикла в соответствии с инструкциями изготовителя.
L.3.103 неизолированный источник питания: Источник напряжения, в котором выходная обмотка не изолирована от сетевого напряжения посредством изолирующего трансформатора, как предписано IEC 61558-1 и IEC 61558-2-6.
L.3.104 опасное напряжение: Напряжение между частями, имеющее среднее значение, превышающее 60 В постоянного тока или 42,4 В пикового напряжения, когда пульсация пиковых импульсов превышает 10% среднего значения напряжения.
L.3.105 сетевой выключатель: Выключатель, обеспечивающий основное подключение машины к сети.
L.3.106 шнур для взаимного соединения: Наружный гибкий шнур, предусмотренный для комплектации машины и для цели, иной чем для соединения с источником питания.
Примечание - Дистанционное ручное подключающее устройство, наружное взаимосоединение между двумя частями (или деталями) машины и шнуром, соединяющим принадлежности машины или различные сигнализирующие цепи, являются примерами шнура для взаимного соединения.
L.5 Общие условия испытаний
L.5.101 При отсутствии других указаний для каждого испытания должен быть использован полностью заряженный аккумулятор.
L.5.102 При измерении напряжения любое наложение пульсации пикового значения, превышающее 10% среднего значения, следует учитывать. Переходные напряжения, такие как временное превышение номинального напряжения, например сразу после отключения аккумулятора от зарядного устройств, не учитывают.
L.7 Классификация
L.7.1 Настоящий пункт в случае машин класса III в настоящем приложении не рассматривают.
L.8 Маркировка и инструкции
L.8.1 Первый абзац настоящего пункта заменяют следующим:
Неизолированные источники напряжения, которые могут быть использованы для питания машины, или машины, которые могут питаться непосредственно от сети, должны быть маркированы как указано ниже.
В случае, если машина питается непосредственно от сети, маркировка должна быть предусмотрена как для сетевого питания, так и для работы от батареи и должна содержать следующие сведения:
- номинальное(ые) напряжение(я) или диапазон(ы) номинального(ых) напряжения(й) в вольтах;
- знак рода тока;
- номинальную потребляемую мощность в ваттах или номинальный ток в амперах;
- наименование или торговую марку, или обозначение марки производителя или ответственного продавца;
- указание модели или типа;
- адрес производителя или страны-изготовителя;
- любую мандатную марку, указывающую на соответствие законодательству в отношении настоящего стандарта.
Соответствие требованию проверяют осмотром.
L.8.1.101 Маркировка машин, других чем те, которые могут питаться непосредственно от сети, а также от съемных или отдельных аккумуляторов, должна содержать следующие сведения:
- номинальное(ые) напряжение(я) или диапазон(ы) номинального(ых) напряжения(й) в вольтах;
- знак (символ) рода тока;
- наименование или торговую марку, или обозначение марки производителя или ответственного продавца;
- указание модели или типа;
- адрес производителя или страны-изготовителя;
- любую мандатную марку, указывающую на соответствие законодательству в отношении настоящего стандарта.
Дополнительные маркировки не должны вызывать недоразумение.
Соответствие требованию проверяют осмотром.
L.8.12.1 Данный пункт применяют, за исключением раздела 4 "Применение ручной машины и обращение с ней", который заменяют следующим:
4) Эксплуатация батарейной машины и обращение с ней:
a) До установки аккумулятора следует убедиться, что выключатель машины находится в положении "выключено".
Установка аккумулятора в машину должна быть осуществлена при исправном выключателе этой машины.
b) Зарядку аккумулятора выполняют только с зарядного устройства, указанного изготовителем.
Зарядное устройство, предназначенное для аккумулятора конкретного типа, может быть пожароопасным при использовании аккумулятора другого типа.
c) Эксплуатация машин должна быть осуществлена только со специально предназначенными для них аккумуляторами.
Применение аккумуляторов других типов может быть причиной опасности травмирования и возгорания.
d) Неиспользуемый аккумулятор следует содержать вдали от металлических предметов, таких как ножницы для бумаги, монеты, ключи, гвозди, винты или другие мелкие металлические предметы, способные закоротить клеммы аккумулятора.
Одновременное закорачивание клемм батареи может вызвать ожоги и возгорание.
e) При плохих условиях содержания жидкость может вытекать из батареи. Следует избегать контакта с ней, при случайном соприкосновении - смыть струей воды. Если жидкость попала в глаза, необходимо воспользоваться медицинской помощью.
Жидкость, вытекшая из батареи, может вызвать раздражение или ожоги.
5) Сервисное обслуживание:
а) Машину должен обслуживать квалифицированный персонал, используя только детали, аналогичные заменяемым.
Это является гарантией обеспечения безопасности при работе такой машиной.
L.9 Защита от поражения электрическим ударом
Примечание - Заголовок этого раздела отличен от заголовка в настоящем стандарте.
Требования 9.1 - 9.4 относятся ко всем условиям, изложенным в нижеприведенном дополнении:
Дополнение:
Машины, охваченные настоящим приложением, и их аккумуляторы, должны быть сконструированы и защищены так, чтобы обеспечить надлежащую защиту от поражения электрическим ударом (или током).
Настоящий раздел стандарта применяют к машинам, подсоединенным к сети или питаемым от неизолированного источника питания. Во время работы в этом состоянии аккумуляторы подсоединены к машине обычным образом. Машину также испытывают с удаленным аккумулятором, если такое удаление может быть выполнено без помощи инструмента.
L.9.1.101 Для аккумуляторов, которые могут быть отсоединены от машины, и машин, работающих от батареи, не должно быть возможности иметь две проводящие, одновременно доступные детали, если напряжение между ними является опасным, за исключением тех случаев, когда они оснащены защитным импедансом.
В случае применения защитного импеданса ток в короткозамкнутой цепи между этими деталями не должен превышать 2 мА постоянного тока или 0,7 мА пикового значения для переменного тока, а емкость непосредственно между этими деталями должна быть не более 0,1 мкФ.
Соответствие требованию в части доступности к ним проверяют приложением испытательного пальца (рисунок 1) к каждой из токопроводящих деталей.
Испытательный палец (рисунок 1) прикладывают без заметного усилия через отверстие на глубину, как только позволяют размеры, затем его вращают или размещают под углом после ввода в любое из возможных положений.
Если размеры отверстия не позволяют пройти испытательному пальцу, то к нему в прямом направлении прилагают силу до 20 Н, и это испытание повторяют с пальцем в изогнутом положении.
Наличие контакта с испытательным пальцем определяют со всеми съемными деталями, подлежащими удалению, и при любых положениях, какие могут иметь место при работе машины в процессе нормальной эксплуатации.
Лампы, размещенные за съемной крышкой, не удаляют, используемая лампа может быть обесточена пользователем, батарею отсоединяют или отключают.
L.10 Пуск
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.11 Потребляемая мощность и ток
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
В случае машин, аккумулятор которых может заряжаться во время работы до достижения требуемой характеристики, испытания проводят до тех пор, пока не закончит зарядку ранее разряженный аккумулятор.
L.12 Нагрев
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена или к сети, или к неизолированному источнику питания.
Машины, которые также могут заряжать аккумулятор до достижения требуемой характеристики, испытывают вместе с подсоединенным зарядным устройством при работе на холостом ходу до тех пор, пока машина не остановится из-за разрядки аккумулятора, или до достижения установившегося теплового состояния в зависимости оттого, какое из указанных состояний наступит первым. Испытание повторяют, допуская зарядку аккумулятора при неработающей машине.
L.13 Ток утечки
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.14 Влагостойкость
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.15 Электрическая прочность
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
Следует обратить внимание на то, что преждевременная поломка электронных устройств не позволит применить испытательное напряжение при проверке изоляции. Если это случится, электронные устройства обходят стороной, что позволит продолжить испытание.
L.16 Защита от перегрузки трансформаторов и соединенных с ними цепей
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.17 Надежность
Настоящий раздел относится к машинам, способным продолжительно работать, когда питание к ним подведено непосредственно от сети или от неизолированного источника питания. Машины, которые не способны продолжительно работать, должны работать от энергии батареи на протяжении всего испытания и должны быть проверены на электрическую прочность с подсоединенным зарядным устройством.
L.18 Ненормальный режим работы
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.18.101 Все машины, работающие только от энергии батареи, и их аккумуляторы должны быть сконструированы так, чтобы опасности воспламенения или поражения электрическим током в результате ненормального режима работы можно было избежать, насколько практически это выполнимо.
Соответствие требованию проверяют следующими испытаниями.
Батарейную (аккумуляторную) машину и соответствующий аккумулятор размещают на поверхности из древесины мягких пород, покрытой двумя слоями папиросной бумаги; батарейную машину и аккумулятор покрывают одним слоем непропитанной из 100% хлопка медицинской марли. Испытание необходимо проводить до повреждения или до тех пор, пока температура испытуемого образца снова не станет комнатной. Для каждого нижеперечисленного повреждения может быть использован новый образец. При этом надежность защиты от поражения электрическим ударом определяют по разделам L.9 и L.13. Результатом испытаний батарейной машины и аккумулятора не должно быть обугливание или сгорание марли или папиросной бумаги при любом из дефектных условий, приведенных ниже в перечислениях от а) до f).
Обугливание определяют как покрытие копотью марли (или ее почернение), вызванное воспламенением. Обесцвечивание марли, вызванное дымом (горением), допускается.
Тепловые выключатели и тепловые перегрузочные устройства могут работать в процессе вышеуказанных испытаний. В этом случае то же самое испытание необходимо повторить более трех раз, используя три дополнительных образца. Сопротивление для условий, приведенных в перечислениях a), b), d), е) и f), не должно превышать 10 мОм.
a) Контакты съемного аккумулятора с обнаженными контактами закорачивают. Зажимы, которые могут быть в контакте с испытательным пальцем, показанным на рисунке 1, или испытательным щупом, показанным на рисунке 2, считают доступными (т.е. не защищенными от прикосновения). При замыкании накоротко зажимов аккумулятора средство замыкания не должно быть чрезмерно нагрето, чтобы не вызвать обугливания или воспламенения марли или папиросной бумаги.
b) Зажимы (контакты) двигателя закорачивают.
c) Ротор двигателя блокируют.
d) Шнур, предусмотренный между отдельно расположенными аккумулятором и батарейной машиной, должен быть закорочен в точке, в которой возможно наибольшее неблагоприятное воздействие.
e) Шнур, предусмотренный между машиной и зарядным устройством, должен быть закорочен в точке, в которой возможно наибольшее неблагоприятное воздействие.
f) Для батарейных машин состояние короткого замыкания вводят между двумя любыми неизолированными частями различной полярности с расстояниями, не соответствующими тем, которые даны в L 28.101.
L.19 Механическая безопасность
L.19.101 Если машина маркирована направлением движения (вращения), то не должно быть возможным подсоединение к ней аккумулятора таким образом, чтобы это не соответствовало маркировке.
L.20 Механическая прочность
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.20.101 Батарейные машины вместе с присоединенным аккумулятором и аккумуляторы должны обладать достаточной механической прочностью и должны быть сконструированы так, чтобы выдержать небрежное обращение, возможное при нормальной эксплуатации.
Батарейная машина с прикрепленным к ней аккумулятором должна выдержать трехкратное падение на бетонную поверхность с высоты 1 м. Этот образец машины должен быть размещен в различных положениях при падении для нанесения удара в разные точки.
Для батарейных машин с прикрепленными или отдельными аккумуляторами испытание повторяют более трех раз при не прикрепленном к машине аккумуляторе.
Дополнительно для прикрепленных или отдельных (вне машин) аккумуляторов испытание повторяют более трех раз на отдельно устанавливаемом аккумуляторе.
Для каждой серии трехкратного падения могут быть использованы новые образцы.
В процессе испытаний батарейная машина и аккумулятор должны соответствовать требованиям разделов L.9 и L.19, L.28.1 и либо L.18.101, перечисление f), либо L.28.101.
L.21 Конструкция
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.22 Внутренняя проводка
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.23 Комплектующие изделия
L.23.1.10 Данный пункт стандарта относится только к машинам, способным выполнять свои основные функции при подсоединении к сети или к неизолированному источнику питания с такими выключателями, которые управляют основными элементами машины.
L.23.1.10.101 Выключатели, иные чем имеющиеся в машинах, указанных в L.23.1.10, которые управляют основными элементами машины, должны обладать достаточной отключающей способностью.
Соответствие требованию проверяют испытанием выключателя 50-разовым срабатыванием "включение-выключение" при застопоренном выходном механизме и полностью заряженной батарейной машине; каждый период положения "включено" должен длиться не более 0,5 с, и каждый период положения "выключено" должен длиться не менее 10 с.
После этого испытания сетевой выключатель не должен иметь электрических или механических повреждений. Если в конце испытаний сетевой выключатель правильно функционирует в положениях "включено" и "выключено", то считают, что он не имеет механических или электрических повреждений.
L.23.1.11 Данный пункт стандарта относится только к машинам, способным выполнять свои основные функции при подсоединении к сети или к неизолированному источнику питания с такими выключателями, которые управляют основными элементами машины.
L.23.1.11.101 Выключатели, иные чем имеющиеся в машинах, указанных в L.23.1.11, которые управляют основными элементами машины, должны выдерживать без чрезмерного износа или другого вредного воздействия механические, электрические и тепловые нагрузки, возможные при нормальной эксплуатации.
Соответствие требованию проверяют испытанием выключателя без нагрузки на срабатывание 6000 циклов с включением и отключением тока полностью заряженной батарейной машины. Выключатель должен работать при постоянной скорости 30 срабатываний в минуту. В течение испытаний выключатель должен исправно работать. После испытания не должно быть визуально определенных следов чрезмерного износа, несоответствия между положением работающих элементов и движущихся контактов, ослабления электрических или механических соединений, просачивания компаунда.
L.24 Присоединение к источнику питания и внешние гибкие шнуры
L.24.1 Настоящий пункт также относится к гибким шнурам между неизолированным источником питания и машиной.
L.24.3 Настоящий пункт также относится к гибким шнурам между неизолированным источником питания и машиной.
L.24.4 Настоящий пункт относится, за исключением гибкого шнура, предусмотренного между неизолированным источником питания и машиной, к машине, которая не должна быть оснащена штепсельной вилкой, позволяющей прямое подсоединение к сети.
L.24.5 Настоящий пункт не относится к гибкому шнуру, предусмотренному между машиной и неизолированным источником питания.
L.24.21 Настоящий пункт относится, за исключением гибкого шнура между неизолированным источником и машиной, к машине, не укомплектованной штепсельным разъемом (приборным вводом), который позволяет непосредственное присоединение к сети.
L.24.101 Для батарейных машин с отдельными аккумуляторами наружный гибкий кабель или шнур должен иметь такие крепления, чтобы проводники не испытывали натяжения и скручивания в местах присоединения к машине и были защищены от истирания.
Соответствие требованию проверяют осмотром.
L.25 Зажимы для внешних проводов
Настоящий раздел не относится к шнурам, обеспечивающим взаимное присоединение.
L.26 Заземление
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания.
L.28 Пути утечки, воздушные зазоры и расстояние по изоляции
Данный раздел стандарта применяют, за исключением следующего:
L.28.1 Дополнение:
Этот пункт применяют только тогда, когда машина присоединена либо к сети, либо к неизолированному источнику питания. При оценке этого состояния аккумулятор должен быть присоединен к машине. Машину также испытывают с удаленным аккумулятором, если такое удаление может быть выполнено без помощи инструмента.
L.28.101 Значения путей утечки и воздушных зазоров должны быть не менее значений в миллиметрах, указанных в таблице L.1. Указанные воздушные зазоры не относятся к воздушным зазорам между контактами терморегулирующих устройств, устройств защиты от перегрузки, микропереключателей и т.п. или к воздушным зазорам между токоведущими элементами таких устройств, у которых воздушные зазоры изменяются при перемещении контактов. Пути утечки и воздушные зазоры также не относятся к конструкции элементов батареи или соединениям между элементами в аккумуляторе. Значения, указанные в таблице L.1, не распространяются на точки пересечения обмоток двигателя.
Для частей, между которыми имеется опасное напряжение, сумма полных расстояний, измеренных между каждой из таких частей и ближайшей к ним доступной поверхностью, должна быть не менее 1,5 мм относительно воздушного зазора и не менее 2 мм относительно путей утечки.
Примечание - Рисунок L.1 дает пояснение к методу измерения.
Соответствие требованию проверяют измерением.
Методы измерений путей утечки и воздушных зазоров приведены в приложении А.
Для частей различной полярности воздушный зазор и пути утечки, меньшие чем те, которые даны в таблице L.1, считают допустимыми, если замкнутые накоротко две части не являются результатом пуска машины.
Примечание - Опасность огня из-за расстояний ниже требуемых обусловлена предписаниями 18.1.
Таблица L.1 - Минимальные пути утечки и воздушные зазоры между деталями различной полярности
(в миллиметрах) | |||||
|
|
|
|||
Путь утечки |
Воздушный зазор |
Путь утечки |
Воздушный зазор |
Путь утечки |
Воздушный зазор |
- |
0,8 |
- |
1,5 |
2,0 |
1,5 |
Расстояния через щели или отверстия в наружных частях изоляционного материала измеряют до металлической фольги, соприкасающейся с доступной поверхностью. Фольгу вталкивают в углы и другие подобные места испытательным стандартным пальцем (рисунок 1), но не вдавливают в отверстия.
Общее расстояние, измеренное между частями, работающими при опасном напряжении, и доступными поверхностями, определяют как сумму расстояний от каждой части (детали) к доступной поверхности (см. рисунок L.1). В целях данного определения одно из расстояний (путей) должно быть 1 мм и более. См. приложение А, случаи 1 - 10.
При необходимости во время измерений прилагают силу к любой точке оголенных проводов и к наружной поверхности металлических кожухов, пытаясь уменьшить пути утечки и воздушные зазоры.
Значение силы, прилагаемой с помощью испытательного пальца, имеющего кончик, как показано на рисунке 1, составляет:
2 Н - для оголенных проводов;
30 Н - для кожухов.
При наличии промежуточной перегородки (барьера), состоящей из двух частей, не склеенных вместе, путь утечки измеряют также через соединение этих частей (т.е. через стык).
При наличии промежуточной перегородки (барьера) воздушный зазор измеряют через барьер или, если он состоит из двух частей с сопряженными поверхностями, не склеенными вместе, - через стык (т.е. узел их соединения).
При определении путей утечки и воздушных зазоров, учитывают изолирующие покрытия металлических корпусов или крышек.
Средства (механизмы), предназначенные для крепления машины к опоре, считают доступными.
L.29 Теплостойкость, огнестойкость и стойкость к образованию токопроводящих мостиков (трекингостойкость)
Этот раздел стандарта применяют, за исключением:
L.29.1 Дополнение:
Настоящий раздел применяют только тогда, когда машина питается либо от сети, либо от неизолированного источника питания.
В случае машин, аккумуляторы которых способны заряжаться до получения заданных характеристик во время нормальной работы, аккумулятор должен быть испытан (или оценен) с зарядным устройством, присоединенным к сети питания, и с этим аккумулятором при тех же условиях в зависимости от результата, полученного при наиболее неблагоприятной температуре для каждого из случаев.
Дополнительно машины, способные заряжать аккумулятор и одновременно выполнять заданную операцию, должны быть оценены только в аккумуляторном режиме работы, если это может создать температуры, являющиеся наиболее неблагоприятными. Согласно настоящему разделу часть, которая находится под напряжением только в аккумуляторном режиме работы, не обязательно считают пригодной.
Рисунок L.1 - Измерение воздушных зазоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.