Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 декабря 2016 г. N 5.1-01/3256
по проекту федерального закона N 1001592-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 14 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 февраля 2016 года под наименованием "О внесении изменения в пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 1001592-6).
Принятие Федерального закона вызвано необходимостью реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 10 и направлено на усиление защиты прав и законных интересов кредиторов при банкротстве юридического лица.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
1. Федеральным законом уточняется положение Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регламентирующее содержание единого государственного реестра юридических лиц. В состав сведений единого государственного реестра юридических лиц будут подлежать включению сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Внесение указанных сведений будет осуществляться регистрирующим органом на основании поступившего определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом и сведений, представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Кроме того, уточняются положения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. В частности, устанавливается, что решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" дополняется положением, согласно которому на лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно на лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих Действия юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества с ограниченной ответственностью, если неисполнение обязательств было вызвано недобросовестными или неразумными действиями указанных лиц, Федеральным законом также устанавливается предельный срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью (новый пункт 6 статьи 57 названного Федерального закона).
3. Федеральным законом корректируются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части, касающейся привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц; возмещения должнику убытков, причиненных такому должнику его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления). Увеличивается с одного года до трех лет срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, установленным законодательством о банкротстве. Предусматриваются особенности рассмотрения арбитражным судом заявлений о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. Так, Федеральным законом предусматривается возможность подачи заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в арбитражный суд в случае, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур в деле о банкротстве. При определенных обстоятельствах заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть также подано не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктом "о" (гражданское и процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон может быть рассмотрен не позднее 29 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федераций по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.