Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2016 г. N 5.1-01/3328
по проекту федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1112685-6) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу 29 июня 2016 года Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации", принят в первом чтении 3 ноября 2016 года, во втором и третьем чтениях - 21 декабря 2016 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования в части вопросов контроля за соблюдением норматива потребления коммунальных ресурсов, состава платы за коммунальные услуги, размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
При принятии Государственной Думой во втором чтении в проект названного Федерального закона были внесены существенные изменения концептуального характера.
Помимо изменения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), касающегося наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива на предмет его соответствия требованиям к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), Федеральным законом в Жилищный кодекс РФ вносятся и другие изменения.
Федеральный закон дополняет статью 154 Жилищного кодекса РФ частью 5, устанавливающей состав платы за коммунальные услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован. В действующей редакции Жилищного кодекса РФ состав платы за коммунальные услуги в данном случае не определён. Согласно Федеральному закону указанная плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральный закон дополняет статьи 161, 165, 167, 168 Жилищного кодекса РФ положением, определяющим, что сроки размещения информации, подлежащей обязательному размещению в государственной информационной системе, устанавливаемые в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действуют в случае, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Федеральный закон дополняет статью 193 Жилищного кодекса РФ новым лицензионным требованием: соблюдение лицензиатом требований к размещению в системе информации об основных показателях деятельности управляющей организации, ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги.
Федеральный закон излагает часть 1 статьи 198 Жилищного кодекса РФ в новой редакции, согласно которой сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. В действующей редакции данной нормы указанные сведения подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичные изменения вносятся Федеральным законом в части 2 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ в части информации об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, а также в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Статья 3 Федерального закона вносит изменения в статью 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон N 209-ФЗ). В частности, Федеральным законом изменен срок, с которого устанавливается обязанность по размещению информации поставщиками. Устанавливается, что с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную названным Федеральным законом. Федеральный закон содержит положения, исключающие обязанность ряда поставщиков по размещению с 1 июля 2017 года информации, предусмотренной Федеральным законом N 209-ФЗ. Устанавливается, что поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Федеральным законом, с 1 июля 2019 года.
Названные изменения повлекли за собой внесение изменений во взаимосвязанные положения, содержащиеся в статье 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (статья 2 Федерального закона).
Изменения коснулись продления сроков начала применения в полном объеме положений статей 13.19.1 и 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Также Федеральным законом продлеваются сроки начала применения положений части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих обязанность управляющей организации обеспечивать свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Эти положения вступят в силу с 1 июля 2017 года для всех субъектов Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, для которых указанные положения начнут применяться с 1 июля 2019 года (пункт 4 статьи 2 Федерального закона).
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона продлевается до 1 января 2018 года срок начала применения положений части 2.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в установленный законом срок, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе положения данной статьи применяются с 1 января 2020 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и системе федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует вопросы, которые согласно пункту "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, согласно пункту "к" (административное, административно-процессуальное, жилищное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовым последствием принятия Федерального закона станет совершенствование отношений в системе жилищно-коммунального хозяйства, улучшение положения граждан в вопросах начисления коммунальных платежей и доступа к информации о состоянии многоквартирных жилых домов и деятельности управляющих компаний.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не касается вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 4 января 2017 года.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 5 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений пункта 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ (в редакции данного Федерального закона), которые применяются с 1 января 2018 года, а на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь - с 1 июля 2019 года, а также положений пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, которые подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь - до 30 июня 2019 года включительно.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, Председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.