Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2016 г. N 5.1-01/3349
по проекту федерального закона N 1134866-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 25 июля 2016 года (N 1134866-6).
Федеральный закон разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана", которым часть 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой не допускает возможность отказа от назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации за однократное неисполнение иностранным гражданином требования о ежегодном уведомлении территориальных органов Федеральной миграционной службы о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, если суд с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу, что такое наказание является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
В этой связи Федеральным законом в часть 3 статьи 18.8 Кодекса вносятся изменения, согласно которым за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся: в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию; в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации; в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом; в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотренное санкцией дополнительное (по отношению к административному штрафу в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей) наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации устанавливается в качестве альтернативного дополнительного наказания.
При этом Федеральным законом, в частности, статья 18.8 Кодекса дополняется частью 5, в соответствии с которой повторное в течение года совершение указанных правонарушений влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Максимальный размер административного штрафа, который может быть установлен за такие правонарушения, согласно Федеральному закону не должен превышать пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 3.5 Кодекса).
Кроме того, в целях уточнения механизма реализации статьи 18.8 Кодекса соответствующие изменения вносятся в статьи 23.1 ("Судьи"), 23.3 ("Органы внутренних дел (полиция)") и 28.3 ("Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях") Кодекса.
Вопросы, регулируемые Федеральным законом, согласно пункту "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства. Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 5 января 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.